В Великом Новгороде и Старой Руссе подходит к концу ХXIII Международный театральный фестиваль Ф.М. Достоевского. Онлайн-дневник фестиваля на «ВНовгороде.ру» ведёт поэт, перформер, руководитель перформанс-группы «Омлет для любимой женщины» Яна Лебедева.

Каждый раз на фестивале томительно ждешь того момента, когда случится. В прошлом году это были великолепные словенцы с их «Преступлением и наказанием», которые в узком кругу уже стали именем нарицательным. В этом году словенцами стали «Бал.Бесы». Совсем как любовь – хочется воспринимать и совершенно не хочется анализировать.

1 DSC 0637

Конечно, это идеальный, совпадающий с твоим (моим?) собственным, ритм. Это и пластика, в которую веришь. Текст, который не разрушается, но воссоздается. Сила актёров, чьи слезы и пот ты вбираешь в себя.

1 DSC 0796

Удивительной красоты актёры театра сделали и делали невероятное. Балансировали на крутящейся конструкции, падали с невероятной высоты, выплясывали с трупом Кириллова, и всё это – не по-цирковому, не эстрадно, а согласно внутренней логике, честно и выверено. Всегда очень чувствуется это «мы и так умеем», заигрывание со зрителем, и в противовес – в каждом моменте уместное завораживающее движение или слово, будь то речь стриженных нигилисток в плавательных шапочках или песня про таракана «от детства». Всё это создает такой снежный ком, нарастающий по мере развития событий.

1 DSC 0739

Хотя события – совсем не про этот спектакль. Он разыгрывается в полуводевильном виде – с конферансье-хроникёром, неизменно объявляющим номер. Конферансье каждый раз – отличный, отчасти – чтобы не терять ощущения «в моменте», когда за актёрами нет закреплённой роли, нет ассоциаций определенного лица с персонажем «Бесов»: нам неприкрыто и настойчиво напоминают, что действие идёт сейчас, что то, что мы видим – отражение.

1 DSC 0822

Здесь нет попытки передать атмосферу или время. Какое время, если на теле актера вычерчивается надпись made in USSR, а мелом на постаменте – хэштег. А есть – бесконечные ассоциации: танец дервиша, неизбежные библейские аллюзии, Сиди Ларби Шеркауи с его танцующими монахами. И – самобытность Казанского театра юного зрителя, которого нам так будет не хватать.

1 DSC 0779

1 DSC 0678

Фото Марины Воробьёвой

Онлайн-дневник театрального фестиваля Достоевского: в тексте и вне его
Онлайн-дневник театрального фестиваля Достоевского: гендер и госпожа Roskol’nikova