На долгой новогодней неделе состоялось рождение киноконцерта «Отражение в чёрно-белом» Светланы Березовской и Татьяны Дамриной. Приютил творение двух прекрасных девушек «Киномузей» Валерия Рубцова. Он сам по себе полон атмосферных решений, рассказывающих о том, как люди научились хранить, отражать и преображать память в киноискусстве – через экспозицию кино- и фотоаппаратов. Там обязательно нужно побывать. Вы даже себе не представляете, насколько фантастичен и изящен мир кино даже со стороны техники и производства. Пройдя через уютные лабиринты музея, мы и очутились на премьере.

Есть такие формы сценического искусства, которые трудно к чему-нибудь прислонить. Они синтетически возникают от внутреннего импульса сделать то, что умеешь, поделиться сочиненным. А дальше – как будет диктовать логика, ритм и чувство. Такой киноконцерт получился у Татьяны Дамриной и Светланы Березовской. Вроде бы номерная структура, а вроде и мелодекламация, звуковой спектакль и инсталляция. Нащупывать форму в этой чёрно-белой полутьме также трудно, да незачем, как пересказать сокровенный сон.

Всё по классике: Татьяна в белом платье за клавишами, Светлана в черном костюме у пюпитра. Во власти Березовской – сюжет. Рассказ «Продавец памяти» она читает сдержанно, с будоражащими акцентами таинственности и саспенса. От истории о молодом человеке с седой головой веет настойчивой романтикой, в которой сплетаются мотивы ада и фантастической лавки, где можно продать память. Жутковатое готическое пространство, образ воспоминаний как цепей и вечная тема рефлексирующего изгоя позволяют надышаться атмосферой недоброй философской сказки, и в ней ответ на вопрос в необходимости ухода и забвения очевиден, но интригующе недосказан. Как иллюстрация воспоминаний, от которых хочет избавиться герой, возникает фрагмент другого рассказа, «Восемь остановок». Он стилистически иной, насыщен знаками, звуками и предметами, практически осязаем. И этот намеренный диссонанс не меняет общего предтрагического настроения, но как бы расширяет границы авторского мира в воображении зрителя. Дамрина в пространстве текста – музыкальное оформление, звуковые эффекты и второй голос в живой и непосредственной драматизации. Она будто совершает магический обряд, играя с нотами и шорохами, которые откликаются мрачноватой иронией, проводят зрителя через видение незримого. Это очень напоминает знаменитый подкаст «Модель для сборки», где фантастические произведения читались в сопровождении электронной музыки.

И Татьяна Дамрина – песни. Они бессюжетно чередуются с чтением фрагментов текстов Светланы Березовской, подчинённые своей поэтической логике. Лирическая героиня вспоминает о былых чувствах или пытается удержать настоящие. Вспоминает то с жёсткими аккордами рока, то в манере соул с тонкими оттенками артистического кокетства, использует стилистику томного романса и манкого танго. Песни как будто спорят с тревожностью и чарами рассказа, они отнюдь не цепи, которые вообразил себе отчаявшийся герой. Спорят, но не оспаривают. Отражают роковые решения в бесконечном зеркальном лабиринте. Синтез, соседство, игра на созвучиях в лексике и образах, настроениях тоски, ностальгии, надежды, решимости. Форму здесь создаёт не только музыка и голос. Зависшая над клавиатурой кисть, растушёванная полутьмой мимика музыканта – естественные пластические нюансы, вплетающиеся в общую картинку чёрно-белого диалога.

Время от времени на экране демонстрируются фрагменты известных кинолент XX века. Иногда впрямую: если романс «Мечты» посвящён Вере Холодной, то вот она сама в «Миражах» и «Молчи, грусть, молчи…» Петра Чардынина; «Музыка города», а на экране шедевр Дзиги Вертова.

Или фрагмент «Неба над Берлином», который лишь ассоциативно можно связать с мотивами песни «ПотоLock».

«Отражение в чёрно-белом» – это возможность побыть в иррациональном и таинственном, важном для тех, кто тебе доверяет свои сомнения и откровения. И это становится важным для тебя самого, даёт сопричастность от игры со знакомыми символами и понятиями и незнакомыми, но трепетными путями по невысказанному.

Фото Карины Поляковой