Шведский режиссёр снял фильм о тех, кто стоит за спиной королей.

Западные СМИ пророчат картине «Жена» шведского режиссёра Бьёрна Рунге по меньшей мере три номинации на «Оскар» – лучший сценарий, лучшая женская роль и лучшая мужская роль. Фильм по мировому бестселлеру Мэг Уолитцер критики называют одной из самых удачных экранизаций последних лет.

В новинке Рунге действительно сильный актерский состав. Главные роли исполнили Джонатан Прайс и Гленн Клоуз, второстепенные – Макс Айронс, Кристиан Слэйтер, Элизабет Макговерн. Конечно, иногда режиссеры приглашают звезд голливудского Олимпа, чтобы отвлечь внимание зрителя от слабого сюжета. Но «Жена» – как раз тот случай, когда талантливая актерская игра сочетается с крепким сценарием и прекрасной операторской работой.

В американской семье Джо и Джоан Кастельман происходит великое событие – муж удостоен Нобелевской премии по литературе. Счастливые супруги в сопровождении взрослого сына Дэвида летят в Стокгольм, чтобы получить заветную награду из рук короля Швеции, и тут зритель понимает – в этой семье что-то не так. Атмосферу нагнетает и любознательный журналист, который начинает догадываться, что заслуженную медаль могут вручить не тому лауреату.

Какие секреты таятся за спокойной улыбкой жены? И почему так несчастен новоиспеченный Нобелевский лауреат? На экране разворачивается глубокая внутренняя драма, раскрываются тайны, хранившиеся в семье более 40 лет.

Фактурный, харизматичный Джонатан Прайс убедительно создает образ хитрого мужа-сластолюбца с задатками тирана. Но все внимание зрителя привлекает кроткая, терпеливая, мудрая жена, готовая простить все измены мужа, невнимательность и грубость. Жена, которая вечно на вторых ролях. Жена, ставящая имя мужа на своих романах, получивших Нобеля.

На первый взгляд, режиссер касается уже набившей оскомину темы гендерного равноправия и «стеклянного потолка» для карьеры женщины в мире мужчин. Но это лишь верхушка айсберга. На самом деле речь идет не о гендерных ролях, а об общечеловеческих ценностях, о взаимопонимании и поддержке. Бьёрн Рунге задает очень важные вопросы – нужно ли приносить себя в жертву ради другого? Какую цену за это придется заплатить? И как чувствует себя тот, ради кого такая жертва была принесена?

Режиссёр выбирает интересный ход – практически все действие происходит в безликих интерьерах шведского отеля. Мы не увидим ни панорамы Стокгольма, ни знаменитой скандинавской природы, даже торжественный прием у короля показан вскользь. Ничто не отвлекает зрителя от погружения в непростые отношения супругов.

Благодаря такому приему семейная драма становится очень личной, камерной, особенно глубокой и пронзительной, а скучные декорации расцвечивает яркая игра актеров.

Гленн Клоуз на экране завораживает и потрясает. Актриса уже шесть раз номинировалась на «Оскар». Думаю, что за роль Джоан Кастельман она должна получить заслуженную награду.

Блестящая игра Клоуз создает целую палитру чувств - любовь к мужу, страх за его карьеру и репутацию, затаенную боль за свою жизнь, отодвинутую на второй план. Оператор не скупится на крупные планы, показывая усталый взгляд, загадочную улыбку. И зритель невольно задается вопросом – кто стоит за великими людьми, кто эти серые кардиналы? Кому принадлежит рука, пишущая историю?

Героиня Гленн Клоуз лишь на мгновение показывается из тени и снова прячется. Но вот ведь фокус – именно она приковывает все внимание зрителей, двигает сюжет фильма. Трагедию бездарного писателя Джо, боль начинающего автора Дэвида мы видим ее глазами. И здесь уже речь идет не о гендерных ролях, а о творчестве и гениальности.

Образ Джоан Кастельман словно напоминает нам, сколько гениев прячется в тени, чьи имена мир никогда не узнает. В беседе с нобелевскими лауреатами Джо небрежно бросает: «Хорошо, что моя жена не пишет». Уязвлённая его самомнением, Джоан в номере отеля кричит мужу в лицо: «Твоя жена Нобеля получила!». Эти слова повисают в воздухе, но их никто, кроме Джо, не слышит. Мир навсегда останется в неведении.

В фильме много прекрасных, запоминающихся сцен. Одна из них – на торжественном приеме король Швеции спрашивает Джоан, чем она занимается, и жена отвечает: «Я делаю королей». Монарх счел ее слова шуткой, но вот Джо получает награду, ему достаются вся слава и почести, и зритель начинает понимать глубокий смысл фразы Джоан.

Фильм не дает ответы на философские вопросы. Его задача – показать другую сторону гениальности, направить луч света на тех, кто стоит за спиной королей.

Кадр из фильма: simkl.ru