С 18 октября в российский прокат вышел фильм «Дикая жизнь» – удачный режиссёрский дебют Пола Дано.

Пол Дано известен в России прежде всего по свежей британской версии «Война и мир» 2016 года, где он сыграл Пьера Безухова. Кроме того, актер снимался в таких оскароносных фильмах как «Нефть» и «12 лет рабства». Талант Дано высоко оценили кинокритики, а работа с ведущими режиссерами, очевидно, побудила молодого актера попробовать свои силы на новом поприще.

Картина Пола Дано «Дикая жизнь» основана на одноименном романе американского писателя, лауреата Пулитцеровской премии Ричарда Форда.

Хотя название фильма и обещает что-то дикое, жизнь на экране предстает вполне приличная и скромная. Перед зрителем разворачивается семейная драма в американской провинции в середине прошлого века. Непростые отношения родителей, ссоры, супружеская измена показаны глазами подростка Джо. Четырнадцатилетнему пареньку приходится быстро повзрослеть и понять, что мир далеко не всегда играет яркими красками. Этот тонкий переход из детства к взрослой жизни и показывает нам Пол Дано в своем дебюте.

Джо с родителями переезжает в небольшой городок в штате Монтана. Отец Джерри (Джейк Джилленхол) зарабатывает на жизнь, мать Жанетт (Кэри Маллиган) – примерная домохозяйка. Перед нами обычная счастливая семья с своими радостями и печалями. Но вот мирное течение дней прерывается – Джерри теряет работу, а новую найти не так-то просто. Чтобы содержать семью, он уезжает на два месяца тушить бушующие в штате пожары. Труд копеечный, но Джерри хочется вырваться из повседневной утомительной рутины. Такое же желание преследует и его жену Жанетт, уставшую от постоянных переездов. Молодая симпатичная женщина устраивается на работу и заводит роман с владельцем местного автосалона. Новый возлюбленный некрасив и стар, зато богат и способен обеспечить Жанетт надёжный тыл. Только что скажет муж, когда вернётся? Да и вернётся ли?

Конечно, сюжет фильма далеко не оригинален. Семейные коллизии и драмы – одна из любимых тем в искусстве. Но режиссеру удалось сделать картину очень личной, почти автобиографической, передать собственные мысли и чувства. Примечательно, что главный герой – подросток Джо – чем-то напоминает самого Пола Дано.

Дебют молодого режиссера, в первую очередь, отличается прекрасным актерским составом. Джейк Джилленхол («Горбатая гора») убедительно создает образ честного работяги, порядком потрепанного жизнью, но не лишенного чувства собственного достоинства. Что касается его жены, то сам Пол Дано в одном из интервью сказал, что Жанетт для него – женщина-загадка. Кэри Маллиган («Великий Гэтсби») предстает перед нами в ореоле некой таинственности. Актриса постепенно знакомит зрителей со своей героиней, но в конце все равно остается ощущение недосказанности, тайны. Это довольно высокий уровень актерского мастерства, требующий тщательной проработки образов. На мой взгляд, творческая команда фильма справилась с этой задачей успешно.

Но главная находка Дано – Джо. Игра молодого австралийского актера Эда Оксенбульда не позволяет оторваться от экрана. Лицо подростка – словно открытая книга, на нем отражаются ссоры родителей, все неурядицы их жизни, обиды, взаимные претензии.

Пол Дано выбирает интересный творческий ход – Джерри и Жанетт показаны немного отстранённо, они похожи на актеров, играющих свои роли на сцене. Диалоги и поступки супругов банальны и предсказуемы. Это самые обычные люди, типичные муж и жена, попавшие в типичную ситуацию. Зато их сын – живой, искренний, индивидуальный. Он все пропускает через себя, обдумывает, делает выводы. Примечательно, что герой немногословен, все свои чувства он передает взглядом, мимикой. Именно подросток – в центре внимания оператора, его лицо всегда показано крупным планом, тогда как родители – словно фон для его переживаний.

Весь сюжет «Дикой жизни» закручивается вокруг Джо. Он присутствует при всех ссорах родителей, при разговоре начальник и отца, когда Джерри сообщают об увольнении, даже сопровождает Жанетт на свидание к любовнику. Ключевая сцена фильма – мать и сын едут посмотреть на пожар в Монтане. Джо как завороженный не может отвести взгляд от ревущей стены огня и понимает – человеческие старания бессильны перед стихией. Пожар может усмирить только первый снег. Жители Монтаны знают это, но все равно едут бороться с огнём, пусть и безуспешно.

Но огонь разгорается не только в лесах – в семье Джо пламя полыхает все сильнее. Джерри, вернувшись с тушения пожара, узнал об измене жене и теперь дело всерьез пахнет разводом.

Тут, казалось бы, должен случиться уже привычный в таких фильмах подростковый бунт – герой сбегает из дома, на худой конец просто ссорится с родителями. Мне лично при просмотре фильма сразу вспомнился роман «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Но режиссер снова отступает от привычной сюжетной дорожки, намеренно уклоняясь от темы подросткового бунта, побегов из дома и других приключений в духе Холдена Колфилда.

В «Дикой жизни» мальчик воспринимает все жизненные невзгоды с философским спокойствием. Он не может справиться с проблемами, как жители Монтаны – с лесным пожаром. Что толку бунтовать? Не лучше ли примириться с неизбежным и научиться с этим жить? Это непростое решение дается подростку с трудом, но он учиться приспосабливаться к новым обстоятельствам и чувствовать себя счастливым.

Пол Дано оставляет финал открытым. Он шагает за рамки нравоучительных произведений – в его картине нет места осуждению и морализаторству. Режиссер показывает жизнь такой, какая она есть, пусть даже дикая.