Специалисты Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа продолжают изучение уникальных предметов ювелирного искусства из коллекции Новгородского музея-заповедника. Об этом в ходе VIII научно-практической конференции «Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация» рассказал заведующей эрмитажной лабораторией Игорь Малкиель, сообщили изданию в музее.

Начало сотрудничеству в этом направлении было положено ещё в 2013 году, когда новгородские музейщики обратились к петербуржцам с предложением отреставрировать некоторые предметы. Они выбрали знаменитые кратиры из ризницы Софийского собора.

Когда мы осмотрели сосуд Братилы, то я понял, его нужно срочно реставрировать, - рассказал Игорь Малкиель. - Реставрации прошлого века уже себя исчерпали, у кратира отваливались ручки. Предмет вызывал большое беспокойство. А это шедевр, поэтому нам было очень интересно взяться за эту работу. У нас есть уникальное оборудование – система лазерной сварки, которая позволяет делать чудеса в области реставрации. Мы подходили к этому процессу крайне аккуратно.

Стоит отметить, что приобретение оборудования и обучение мастеров новым технологиям стало возможным благодаря проекту Эрмитажа и компании Coca-Cola. После стажировки специалисты демонстрируют свои навыки, помогая различным музеям России – от небольших до крупных федеральных объединений.

news03102018 2

На вооружении реставраторов - рентгенофлуоресцентный анализатор, который позволяет узнать состав металла. Это помогает уточнить датировку создания предметов. А для того, чтобы понять структуру металла, есть видеоэндоскоп высокого разрешения. Он используется для сканирования внутренней поверхности сосудов.

 Сейчас мы можем сказать, что было несколько граверов – два или три. Они сымитировали те технологические особенности сосудов, которые у них были в качестве образцов. Например, с оборотной стороны нашего кратира есть точка. Обычно в сасанидское время металлические сосуды изготавливались на специальном вращающемся круге, после чего на поверхности оставалась такая отметина. Но новгородские мастера не поняли, откуда взялась точка – и сымитировали ее. Потом подражали чеканке на донце сосуда. В ходе исследования и реставрации нам удалось обнаружить еще много чего интересного, что переворачивает всю систему нашего понимания технологии изготовления этих вещей.

news03102018 4Долгие годы считалось, что эти сосуды были изготовлены методом чеканки. Оказалось, что они были отлиты из серебра, а потом позолочены. У Игоря Малкиеля есть предположение, что изначально это были не кратиры, а лампы для масла. Позднее к нимприпаяли  ручки и сделали из них кратиры, сделали надписи. Аналогичные византийские сосуды VI века хранятся в Вашингтоне. Они сделаны по такому же принципу, что и новгородские, и тоже, вероятнее всего, служили лампами.