Новая выставка московского Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина собирает длинные очереди любителей прекрасного. Электронные билеты нужно заказывать заранее, а на улице зрители готовы ждать часами, чтобы попасть на уникальную экспозицию. Чем же на этот раз радует посетителей Пушкинский музей? Как оказалось, сегодня здесь можно увидеть уникальные шедевры Лейденской коллекции, впервые представленные в России.

Как сообщили нашему изданию в пресс-службе музея, на 26 апреля выставку посетило 89 751 человек. Известно, что среди них есть и новгородцы.

Почему же картины, прибывшие из-за океана, вызывают такой повышенный интерес?

Лейденская коллекция, получившая название в честь голландского города Лейден, где родился Рембрандт, — одно из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII столетия. Среди самых известных художников золотого века нидерландского искусства – Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох и многие другие мастера.

Лейденская коллекция появилась в начале XXI века. Произведения искусства начали собирать в 2003 году американский миллиардер Томас Каплан и его жена Дафна.

Собрание четы американских коллекционеров Томаса Каплана и Дафны Реканати-Каплан является уникальным примером того, как в наши дни, когда большинство шедевров старых мастеров давно находится в музеях или вековых фамильных коллекциях, удалось за довольно короткий срок сформировать одну из самых крупных и значительных подборок произведений голландского искусства XVII века, — рассказала в эксклюзивном комментарии «ВНовгороде.ру» ассистент куратора, младший научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ имени А.С.Пушкина Мария Дунина. – Коллекционерская фортуна и научный подход позволили семейству Каплан сосредоточить своё внимание на картинах Рембрандта, его учителей и учеников, а также величайших современников, работавших как в его родном городе Лейдене, так и в Амстердаме, Харлеме и Делфте.

Впервые шедевры из Лейденской коллекции экспонировались в Лувре в 2017 году, затем продолжили гастроли в Пекине. В Москве представлены 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России, – восемьдесят картин и два рисунка. Посетители увидят шедевры Рембрандта, Яна Вермеера Делфтского, Карела Фабрициуса, Франса Халса, Геррита Дау, Яна Ливенса и других мастеров.

По словам Марии Дуниной, особую ценность представляют три картины из раннего цикла Рембрандта «Аллегории чувств», его величественная «Минерва», созданная в первые годы пребывания в Амстердаме в 1635 году, и ряд портретов современников. Украшение выставки — картины друга и соратника Рембрандта Яна Ливенса.

Весьма ценно видеть в Москве произведение самого одарённого ученика Рембрандта Карела Фабрициуса «Явление ангела Агари», демонстрирующее виртуозное владение живописной техникой. Всего в мире сохранилось шестнадцать работ мастера, – рассказала специалист.

Широко представлены на экспозиции работы лейденских художников так называемой «тонкой манеры живописи», в частности, Геррита Дау, одного из первых учеников Рембрандта. Картины отличает невероятное внимание к деталировке предметов и передаче различных фактур.

Кроме того, значительным дополнением выставки стало полотно великого делфтского мастера Яна Вермеера «Девушка за верджинелом». Стоит отметить, что это единственная из 36 работ художника, находящаяся в частном собрании. У москвичей и гостей города есть уникальная возможность увидеть произведение Вермеера, так как творения мастера не представлены в собраниях российских музеев. Интересны также две картины родоначальника голландского реалистического портрета Франса Халса.

Особого внимания заслуживают два рисунка животных – «Отдых молодого льва» Рембрандта и «Голова медведя» великого Леонардо да Винчи. Конечно, работы итальянского гения эпохи Возрождения не относятся к искусству голландского золотого века, но его небольшое произведение является жемчужиной Лейденской коллекции.

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» будет экспонироваться в Пушкинском музее до 22 июля, а затем переедет в Эрмитаж. Но зрители могут продолжить знакомиться с творчеством Рембрандта и его учеников в Москве.

Пушкинский музей по праву гордится своим собранием произведений Рембрандта и его школы. В фондах находятся шесть картин великого мастера, один рисунок и несколько сотен офортов.

Особенно ценно, что у нас есть работа раннего, лейденского периода, который не представлен даже в Эрмитаже, – «Изгнание торгующих из храма», написанная в 1626 году. Этот период, называемый также «светлым», отличается плотной компоновкой фигур на переднем плане, яркими цветовыми и светотеневыми контрастами, любовью к необычным костюмам, выразительным жестам и мимике персонажей, – рассказала «ВНовгороде.ру» Мария Дунина.

Ещё одна наиболее значимая картина Рембрандта в собрании ГМИИ – поздний шедевр «Артаксаркс, Аман и Эсфирь». История о жене персидского царя Артаксеркса, иудейке Эсфири, рискнувшей разоблачить коварство его визиря Амана, решившего истребить её народ, рассказывается Рембрандтом с психологической точностью. Лишь намеком обозначив обстановку пира, художник сосредоточил внимание на трёх фигурах, замерших в раздумьях в ожидании развязки сцены. Окутав триумфальным светом фигуру Эсфири, обозначив тени, колеблющегося на фигуре её мужа, поместив в кромешный мрак поникшего Амана, Рембрандт точно даёт понять настроение и смысл происходящего.

Фото автора