Фестиваль искусств «Русская музыка», уже 49-й по счёту, продолжается. 17 марта в Новгородской областной филармонии пройдёт концерт Народного хора имени Гнесиных. Коллектив, где обучаются лучшие народные голоса страны, также даст бесплатный мастер-класс для всех желающих. О сохранении традиций и старинных методиках пения мы поговорили с Дмитрием Владимировичем Морозовым, художественным руководителем хора и преподавателем Российской академии музыки им. Гнесиных.

Расскажите о программе, которую вы представите в нашем городе. Что в неё будет входить?

Мы исполним песни разных регионов нашей страны. В основном это будут западные регионы, центральная Россия и немного юга. Целый блок будет посвящен фольклору русско-белорусского пограничья, Гомельской области, Брянской области. Будет блок из репертуара крестьянского хора под управлением Петра Глебовича Яркова. Этот блок практически из 80 песен мы уже показывали в Москве. Также прозвучат песни из раннего репертуара хора имени Пятницкого. Это очень важно, и мне кажется, в этом уникальность современного звучания хора. Такую программу и звучание вряд ли услышишь где-то ещё.

Где и как вы собираете материал, бываете ли в экспедициях?

Тот материал, который прозвучит, отчасти собран в экспедициях, которые студенты академии проводят каждый год. География достаточно обширна. Последние 5 лет постоянно ездим в Волгоградскую область в компактные поселения донских Хопёрских казаков. В концерт мы включили аранжированные произведения из экспедиций.

В подлинном виде прозвучит немного песен: почти всё, что исполняется современным коллективом, претерпевает изменения в фактуре или тексте. Это – авторские партитуры и в обработке Виктора Гавриловича Захарченко. Хотя подчеркну, что в работе хорового класса в нашем отделении мы пытаемся заниматься реконструкцией стилевого регионального пения. Наша работа – работа над музыкальными диалектами. Мы постараемся показать разные стилевые пласты в творчестве нашего коллектива.

Услышим ли мы старинные новгородские песни?

Коллектив учебный, поэтому концертную программу не подстраиваем под регион. Берём наработанные блоки, которые, как мне кажется, наиболее удачно звучат в нашем репертуаре. Коллектив у нас постоянно обновляется – уходит старший курс, приходит младший, тяжело учить программу под отдельный город. Ведь есть программа государственного экзамена, которую мы готовим весь учебный год. К сожалению, в репертуаре несколько последний лет у нас нет новгородских песен, но будут очень интересные произведения средний полосы, запада, юга России, казачьи песни.

Вы сами будете вести концерт?

Да, форма общения с залом по-другому настраивает аудиторию. Конечно, полтора часа акапельного звучания – непросто для восприятия без определённого диалога, комментария. Практику общения мы проводим и в экспедициях, помимо фиксации и каких-то экспериментов даём концерты для местного населения. Получается очень тёплая атмосфера. Песни, которые мы поём со сцены, могут с нами подпевать и местные жители. Возможно, и здесь у нас что-то получится.

Расскажите немного о бесплатном мастер-классе, который хор планирует дать перед концертом. Обязательно ли иметь опыт народного пения для участия? Чему вы будете обучать?

Мастер-класс рассчитан, в первую очередь, на подготовленную публику, тех, кто занимается народным пением. В ходе мастер-класса мы покажем несколько интересных вокальных методик. В нашем хоре есть уникальные исполнительницы, которые поют так называемым «тонким голосом» в верхнем головном регистре. Такое звучание свойственно Московской области и средней полосе России. Наработать его было очень тяжело, мы занимались в течение 2-3 лет. Очень хочется показать эту технику большему количеству людей в разных городах.

Также мы акцентируем внимание на стилевом распевании. Эту методику в течение последних 15 разрабатывал и пробовал на нашем коллективе мой учитель Владимир Андреевич Царегородцев, предыдущий руководитель хора. Он научил многих выпускников своему мастерству, и я продолжаю его дело. Мы расскажем о методике, о формировании репертуара: как и что берём, что такое наддиалектное и диалектное пение, как мы его комбинируем в концертной и учебной деятельности. Очень хочется поделиться этими знаниями, тем более, что есть возможность всё продемонстрировать на певцах.

Мне кажется, очень важно, если мы куда-то выезжаем, поделиться своим опытом с коллективами местных учебных заведений, которые занимаются народным пением. По моему мнению, на данном этапе хор звучит достаточно слаженно и уверенно к той региональной традиции, которую мы пытаемся реконструировать.

В современном мире мы намного чаще сталкиваемся с сольным пением, чем с хоровым. В чём его особенность и ценность? Что хоровое пение значило для прошлых поколений?

На эстраде в основном мы слышим сольное исполнение народных песен. Это, скорее, обусловлено современной конъюнктурой, и в меньшей степени – тенденциями самого народного искусства. Ансамблевое, или артельное, или, как его ещё называли, пение «гуртом», доминировало практически на всей русскоязычной территории нашей страны, в русских сёлах. Хоровое исполнительство было обиходным жанром – исполнять всем селом, хутором или станицей. Для хорового искусства свойственны свои особенности как исполнительские, так и певческие. Особенно касается наддиалектной общерусской манере пения. К ней нужно относиться очень аккуратно. Всё должно идти от первоисточника. Сейчас мы очень много надумываем, оправдываем собственное незнание традиций выдуманными художественными находками. Нужно быть аккуратным. 

Народное пение имело громадное значение для предыдущих поколений. Наша работа направлена на то, чтобы хоровые традиции развивались по-новому и всё больше людей ходило на концерты. В народной культуре есть всё, начиная генетическим кодом, историей и народной мудростью.   

Фото предоставлены организаторами концерта