Фильм мексиканского режиссера Гильермо дель Торо «Форма воды» был одним из фаворитов «оскарской» гонки – номинирован на главную премию года в 13 категориях. В итоге 4 марта фэнтезийная мелодрама получила 4 «Оскара», включая награду за лучший фильм. Картина также была удостоена премии «Золотой глобус». Но увенчанная лаврами «Форма воды» не вызвала бурных восторгов у российского зрителя. Давайте разберемся, почему.

Главная героиня фильма – немая девушка Элайза (Салли Хокинс), уборщица в секретной военной лаборатории в Балтиморе. На дворе 1962 год, идёт «холодная война» между США и СССР. Штаты всеми силами намерены перегнать Советы, которые уже активно осваивают космос. В борьбе, как известно, все средства хороши, и одним из таких средств становится некое загадочное существо, выловленное в водах Южной Америки, – гибрид человека и рыбы.

kinopoisk.ru The Shape of Water 3115525

«Ихтиандра», обладающего строптивым нравом, укрощает главный злодей фильма полковник Стрикленд (Майкл Шеннон). Вскоре выясняется, что особой пользы от странного существа для США нет и лучше всего его убить и препарировать. Между тем скромная, незаметная, бессловесная Элайза сумела разглядеть в амфибии человеческую душу. Между рыбой и уборщицей завязываются романтические отношения, и Элайза намерена спасти земноводного возлюбленного. В этом ей помогают непризнанный художник-гей и темнокожая подруга Зельда Фуллер (Октавия Спенсер). Словом, подобралась команда угнетённых и притеснённых, готовых тем не менее бороться со злом.

История любви красавицы и чудовища стара, как мир. В роли монстров уже выступали вампиры и другая нечисть, теперь роль возлюбленного досталась амфибии. Идея необычная, но далеко не новая. Так, фильм мексиканского режиссера сразу напомнил российским зрителям любимого с детства «Человека-амфибию» Александра Беляева. Но если история про Ихтиандра отличается цельностью, драматизмом и напряженностью, то сюжет сказки дель Торо растекается, как вода.

Салли Хокинс предстояла непростая задача – сыграть немую героиню. В распоряжении британской актрисы вместо слов и интонаций имелись только жесты и мимика. На мой взгляд, Хокинс удалось создать образ хрупкой, робкой героини, нежной, как подснежник, с глубоким выразительным взглядом. Её Элайза очаровывает. Между тем образ получился хоть и красивый, но довольно статичный. Мы не видим развития характера героини, с ней не происходит никаких метаморфоз, она просто находится на экране, словно цветок, поставленный в вазу для услаждения взора. Элайза притягивает зрителя, но удержать надолго не может. Даже история любви героев лишена каких-то пылких, волнующих эмоций. Их чувства спокойные и ровные, как водная гладь в безветреный день.

kinopoisk.ru The Shape of Water 3089251

В роли возлюбленного Элайзы – известный актер Даг Джонс, уже имеющий богатый опыт изображения фэнтезийных персонажей. Визуальный образ амфибии впечатляет, но вот оценить игру актера сложно – большую часть фильма человек-рыба прячется под водой. Как и Элайза, земноводное не говорит и особых поступков тоже не совершает. Любовь монстра и уборщицы показана лёгкой, воздушной, почти невесомой. Ее окружает ореол нереальности и какой-то неправдоподобности.

Хочется думать, размышлять над чувствами и поступками, а этого в фильме почти нет. Все персонажи плоские и однобокие.

Справедливости ради отметим – положительные герои нередко бывают скучными и предсказуемыми. Но в таком случае режиссер может отыграться на злодее. Вот уж здесь есть где разгуляться. Злодеи все разные, они могут быть интересными, страшными, обаятельными, опасными – спектр возможностей очень широк. Но дель Торо решил ограничиться злодеем обыкновенным. Стрикленд – негодяй до мозга костей. Но мы не видим никаких причин, объясняющих его тёмную натуру, личность душегуба не раскрыта – полная стагнация. Он просто плохой, так как режиссеру нужен был отрицательный персонаж. И злодей этот неинтересен, он теряется на фоне ярких, сложных, коварных преступников мирового кинематографа. Игра Майкла Шеннона, такая завораживающая и сложная в других фильмах, например, в «Дороге перемен», здесь довольно однообразна.

kinopoisk.ru The Shape of Water 3093614

Стоит отметить, что отдельные кадры фильма сами по себе довольно удачны. Интересны подводные сцены, танец дождевых капель на стекле, синие глаза монстра над поверхностью бассейна. Каждый эпизод фильма начинен смыслом – здесь поднимаются темы одиночества в толпе, маленького человека, притеснения геев, унижения женщин, есть аллюзии к библейской истории, мифам и многое другое. Но все вместе эти глубокие темы рассыпаются, как карточный домик. Не прослеживается единая, связующая мысль фильма.

Назвать Элайзу совсем молчаливой было бы неверно. Вместо голоса за героиню говорит музыка, и здесь нужно отдать должное режиссеру. Музыка – самая сильная сторона «Формы воды». Она «оживляет» немую картину, становится движением, душой фильма. Скажу честно – иногда хотелось закрыть глаза и просто слушать кино, наслаждаясь прекрасными саундтреками. Неудивительно, ведь композитор «Формы воды» – известный Александр Деспла, написавший музыку к таким фильмам как «Отель «Гранд Будапешт», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Король говорит!».

А вот с визуальным рядом фильма все сложнее. Цветовая гамма картины – пастельные полутона, и кажется, что все действие происходит на дне океана. Актеры движутся плавно, спокойно, как в медленном танце, и нередко по ходу фильма зрителя тянет в сон. Главные герои – Элайза и амфибия – вообще не произносят ни звука. Диалоги остальных героев довольно безыскусны и не несут особой смысловой нагрузки. Такое чувство, что они просто заполняют звуковой вакуум фильма.

kinopoisk.ru The Shape of Water 3093611

Перед нами почти немое вялотекущее зеленовато-песочное кино. Режиссёр постепенно затягивает нас в водоворот своих фантазий, и вот вы уже на дне моря, плавно покачиваетесь вместе с водорослями, подводным течением вас несёт по тихим волнам робкой испуганной любви Элайзы. Чтобы вы совсем не утонули в безмолвии чувств, режиссёр время от времени встряхивает вас притянуто жёсткими сценами. В ход идут такие проверенные временем средства как откусанные пальцы, реки крови, оторванная голова кошки, ну и парочка невразумительных убийств напоследок. Затем зелёная мгла над вами смыкается, и вы дальше барахтаетесь в водном однообразии.

В финале, всплыв наконец на поверхность, вы недоуменно оглядываетесь вокруг себя и пытаетесь осмыслить увиденное. Но чего больше всего хочется – так это глотка свежего воздуха после такого апатичного плавания.

Фото: www.kinopoisk.ru