10 октября в мастерской-музее реалистической живописи Александра Варенцова прошла презентация двух картин на тему "Солдаты: портреты на фоне войны". В ноябре 6 полотен из ансамбля "Люди и войны" отправятся в Китай.

Крупная китайская галерея откроет серию выставок русского реалистического искусства, где будут представлены картины русских и китайских художников, которые работают в этой традиции. Выставка побывает в Пекине и Харбине. Светлане Акифьевой и Александру Варенцову предложили сделать ансамбль на тему событий 1945 года и участии русских в истории Китая.

Перед отправкой в Поднебесную картины презентуют новгородцам. Из-за внушительных размеров полотен (до 2Х3 метров) художники вынуждены выставлять картины поодиночке. 10 октября прошла презентация двух работ, объединённых темой "Солдаты: портреты на фоне войны".

Центральными персонажами любой войны являются люди, которые её ведут – солдаты. Первая работа посвящена маршалам, которые участвовали в освобождении Китая. Практически все из них начали свою деятельность именно в годы Первой мировой войны: К.А. Мерецков, А.М. Василевский и Р. Я. Малиновский. У этой картины, в отличие от остальных в нашем ансамбле, есть прототипы. Композиция сложна тем, что на картине нет никакого действия. Все люди сидят на своих местах и заняты каким-то разговором, и характер разговора мы можем определить только в их жестах и взглядах. Зрителю нужно приложить эмоциональное и интеллектуальное усилие — без этого ничего не произойдёт, для вас это будет всего лишь изображение, мимо которого можно пройти, а потом сказать: я был на выставке, видел много картин, – рассказывает художница Светлана Акифьева.

С 1937 по 1945 год китайцы жили под тяжелейшей оккупацией Японии. НВ Берлине и Москве уже состоялся парад, война была окончена, люди уже находились состоянии победы, солдат отправляли в последний бой – освобождать Китай. Войска не были готовы к войне ни психологически, ни физически. На картине военачальники работают над блиц-операцией (мгновенной). Она была строго засекречена: все маршалы носили не свои фамилии, поезд с военными был замаскирован под пассажирский. В итоге, операция прошла с минимальными потерями – погибло почти 13 тысяч человек.

Мы видим солдат, которые прошли звания от рядового до маршала. Мы не сделали их мундиры одинаковыми, чтобы показать, что это разные личности. Чаще всего в истории рассматривается вся масса войск, которая потом превращается в циферку с нулями. Но за каждой единицей стоит конкретный человек со своим характером и судьбой, нам хотелось заострить на этом внимание. В руках этих трёх маршалов были судьбы тысяч китайцев и русских, которых им предстояло освободить, – объясняет художница.

Вторая картина посвящена безымянному персонажу. Конкретного имени и судьбы у него нет. Мы не знаем: он уже участник великой отечественной войны, которая была на территории Европы, или он из тех войск, которые не были ещё обстрелянны на Дальнем Востоке. Это очень молодой солдат, последнего призыва 1944-1945 года.

Пейзаж раскрывает характеристику героя в той же мере, в какой и характеристику состояния природы. Солдат стоит на фоне просыпающегося весеннего леса, берёз без листочков. В таком же состоянии находится человек в это время: письмо, которое он собирается писать, не написано. Картина даёт больше вопросов, чем ответов. Каждый должен ответить себе на вопрос: почему это письмо не написано? Что писать, когда все уже отпраздновали победу, а ты ещё на войне? Картина символизирует паузу или минуту молчания, которая всегда в контексте воспоминаний о войне должна возникнуть, – комментирует Светлана Акифьева.

Художники отметили, что своим ансамблем хотят противодействовать войне, и надеются, что в сердцах зрителей укоренится уверенность в том, что убивать человека нельзя никогда, ни при каких обстоятельствах.

Презентация последних двух картин пройдёт 24 октября и 7 ноября.

Фото автора