С 29 октября по 3 ноября в Ногороде искала материалы для исследований и проводила классы Беата Бриден – театральный педагог из Билефельда (Германия).

Это уже третий её визит: два предыдущих раза она в составе немецкой делегации была почётным гостем фестиваля Международного театрального фестиваля «Царь-сказка»/ Kingfestival,  проводила мастер-классы и дискуссии со студентами НовГУ.

В рамках пятидневной программы Беата успела провести семинары по межкультурной коммуникации и «Введению в театральную педагогику», посетить репетиции хора немецкой песни и посмотреть репетиционную версию спектакля «Ромео и Джульетта» в театре «Малый».

Театральная педагогика – интересная и новая дисциплина, познакомить новгородцев с которой и есть задача Бриден. В своей работе она исследует применение театральных практик и приёмов в самых разных сферах. Подобные мастер-классы и семинары ориентированы прежде всего на непрофессионалов. По словам Беаты, за один сезон на базе театра Билефельда проводится более 5000 мастер-классов, около 2000 студентов принимают активное участие в проектах.

В Билефельде до сих пор есть мнение, что театр существует ради развлечения, между тем как мы считаем, что он несет воспитательную, образовательную функцию, – рассказывает Беата. – И мы хотим привлечь людей к нашей деятельности. Своей работой мы подготавливаем зрителя к просмотру постановок, заставляем его более полно прочувствовать действо. Сегодня молодые люди перенасыщены информацией, им сложнее понять, насколько искусство обогащает. Мы помогаем им – с помощью проектов и дискуссий.

В рамках взаимодействия со студентами НовГУ театральный педагог прежде всего концентрировалась на проекте ТЕКСТ (Текстиль), посвященном тканям и материалам, а именно – свадебным платьям. Важно отметить, что Билефельд был известен производством льна несколько веков назад, и образ ткани как ткани текста сочетается с историческими коннотациями. Театр Билефельда интересует не просто красота платья, а его собственная история, в которой проявляются культурные и индивидуальные различия.

На первый взгляд свадебные платья как основа для исследований могут показаться слишком простой и плоской концепцией, – поясняет госпожа Бриден. – Но как только ты начинаешь пристально изучать эту тему, она оказывается гораздо более глубокой. Здесь поднимаются вопросы гендера, времени, политики. Например, многие невесты говорят о том, что платье – то, что важно для гостей, семьи, самопрезентации. Получается некая история, направленная не внутрь, а вовне. Возникает вопрос: почему женщины одеваются для того, чтобы сделать счастливыми других? Это очень интересный предмет для размышления.

На семинаре по межкультурной коммуникации Беата предложила студентам поговорить о стереотипах и штампах, связанных с нашим представлением о различных национальностях. Через пластические импровизации молодые люди показывали свое представление о китайцах, американцах, евреях, кавказцах.

Наше видение людей других культур очень ограничено. Но важно отделять себя от этих стереотипов. Если бы я следовала своим представлениям о русских как о хмурых, пьющих водку людях, я бы никогда не приехала в Новгород.

Посещение репетиции премьерного спектакля «Ромео и Джульетта» в новгородском театре «Малый» стало частью программы Бриден. В отсутствие субтитров Беата смогла воспринять сюжет с помощью визуальных образов, музыкальных и световых решений, сценографии.

Мне нравятся средства, которые используются в спектакле, этот контекст чувств и системы. Потому что для меня эпизоды с музеем отождествляются именно с системой: как будто кто-то берёт меня за руку и переводит в другое пространство, в мир сновидений, возможно, в мир надежды. Было сложно воспринимать спектакль в отрыве от текста, но я получила огромное впечатление от танца. Театр не отображает сцен кровопролития и убийств, используются тонкие решения для передачи чувств на разном уровне. Открывается пространство для собственных идей.

Театральная педагогика – новая и актуальная тема, цели которой четко обозначает Беата Бриден.

Мы соединяем профессиональное искусство с педагогикой, помогаем людям научиться воспринимать его, – поясняет она. – Это важно, поскольку оно – соединяющее звено, мост. Если мы потеряем искусство, творческих людей, нас ждут большие проблемы.

Фото: Марина Воробьёва