Накануне в театре «Малый» при полном зале состоялся творческий вечер Андрея Звягинцева.

Встречу с автором кинофильмов «Возвращение», «Изгнание», «Елена», «Левиафан», лауреатом Венецианского и Каннского кинофестивалей, лауреатом премии «Золотой глобус» и номинантом на премию «Оскар» пришлось сдвинуть на полчаса, о чём зрители были предупреждены заранее. Как расказал новгородцам сам режиссёр, буквально в пятницу он узнал о том, что должен присутствовать на награждении лауреатов 61-го кинофестиваля в Лондоне (BFI London Film Festival). Как оказалось,  крайняя на данный момент картина Звягинцева «Нелюбовь» удостоена Гран-при фестиваля в секции «полнометражные художественные фильмы».

Первым делом новгородцы спросили у Андрея Звягинцева, что он думает о запрете на использование мата при показе фильмов на большом экране. Режиссёр признался, что не поддерживает эту меру и что он сожалеет как минимум о трёх моментах, без которых пришлось обойтись в «Нелюбви» по этой причине:

На авторское, взрослое кино ходят взрослые люди, которые знают эти четыре слова. Я видел этот документ. Он на пять страниц, но там же производные...

Новгородец, представившийся режиссёром короткометражных фильмов, поинтересовался, как Звягинцев работает с детьми. Как выяснилось, многие актёры, работавшие в его фильмах, в том числе и взрослые, не знали всех деталей сценария вплоть до премьеры, а читали только свои сцены.

Актёр должен обладать даром быть абсолютно убедительным, правдивым. Ими рождаются – научить невозможно, – считает Андрей Звягинцев. – А в сценах с детьми «идеи» не работают, бессмысленно их рассказывать.

О роли музыки в кино режиссёр высказался, отвечая на вопрос зрителя, как удалось добиться такой тревожности, саспенса в сцене пикника в «Левиафане»:

Многие режиссёры мечтают снять кино без музыки. Это тяжёлая артиллерия. Но если эпизод сам по себе не работает, музыка его не спасёт.

Коснулись участники встречи и ситуации вокруг фильма «Матильда». Автор вопроса начал издалека, спросив, как быть, если россиянин, не исповедующий православие, начинает чувствовать себя человеком второго сорта.

Это, без сомнения, перекос, по сути – новое язычество. Они говорят о Боге, называют те же имена, те же слова, но говорят о чём-то другом. Но если я размышляю о Боге, то точно не о том же, что и Поклонская, – ответил Звягинцев. – Что делать? Надо оставаться тем, кем ты являешься. Это должна быть личная встреча, и никто не может вас туда потянуть, обязать.

Режиссёр добавил, что эти тенденции уже были отмечены в «Письме Гоголю» Виссариона Белинского и письмах Петра Чаадаева:

Ничего нового. Просто это идёт волнами. Поднимается пена, химеры встают перед глазами и многие ведутся.

Как рассказал Андрей Звягинцев, о новых проектах он пока не размышляет. В случае, если «Нелюбовь» войдёт в шорт-лист премии «Оскар», а это станет известно в январе, продолжится работа по продвижению фильма: встречи и поездки. Тем не менее, режиссёр признался, что мечтает снять две исторические картины с вооружением и батальными сценами: о Древней Руси и Великой Отечественной войне. Для этих проектов потребуется около 15 миллионов долларов, тогда как самая дорогая на данный момент картина Звягинцева – «Левиафан» – обошлась в пять миллионов.

Новгородцы посоветовали режиссёру снять фильм с хэппи-эндом, на что он ответил отказом, объяснив на примере «Нелюбви»:

Эта катастрофа стала бы горючим для перемены, которая могла бы случиться, но герои не воспользовались этим. Мы отказали им в этом, потому что человек по природе инертен. Для того, чтобы совершить восхождение, нужно невероятное усилие воли, чистота во взгляде. Хэппи-энд – это то, что должно произойти с человеком в жизни, это его работа. И если это происходит до финальных титров – значит, он ничего не сделал.

Спросили зрители и о том, как выйти из «Нелюбви»:

Мы все мечтаем о призрачном счастье, которое «где-то там», а оно, на самом деле, здесь, – сказал Андрей Звягинцев, указывая на сердце. – Это твой ресурс измениться самому.

По словам режиссёра, в работе над этим фильмом ему хотелось остаться в «берегах наблюдения», но это не получилось:

Актриса, которая принимала участие в пробах, но в итоге не снималась в фильме, пришла утром заплаканная и рассказала мне, что когда прочитала сценарий, несмотря на глубокую ночь, бросилась к своей маленькой дочери, обняла её, прижала к сердцу, долго не отпускала и всё говорила: «Прости меня, прости меня»... И вот эта жажда прижать к себе близкого человека, позвонить родным – это такой аффективный, эмоциональный посыл фильма.

Одним из последних прозвучал вопрос об отношении художника к политике и цензуре:

Это вечный вопрос русской классики и личное решение каждого. Хотелось бы, конечно, просто заниматься своим делом, и это единственный выход из положения, когда «душно». Но когда настолько остра повестка, ты просто не можешь не реагировать. И я почувствовал, что должен выразить своё недоумение, – сказал Звягинцев, поясняя своё обращение о президентских выборах. – ...И если ты занимаешься искусством, высказыванием, то ловишь себя на самоцензуре.

Завершился вечер обещанным ещё в начале диалога анекдотом о театральной жизни. Встреча была организована Бюро приключений «53 тура».

 1CWhOjssdo

Фото Алексея Мальчука