Друзья и гости Музейного колокольного центра, Валдайского филиала Новгородского музея-заповедника, регулярно делают подарки, среди которых нередко уникальные вещицы. И даже если они никогда не попадут в экспозицию, то могут многое рассказать специалистам. А специалисты в свою очередь рассказывают тем, кому интересны истории из мира колоколов.
Старший научный сотрудник музея Надежда Яковлева каждому экспонату может уделить не один десяток минут, превращая презентацию в научно-популярную лекцию. Недавно Кристина Дзейтова, уроженка Валдая, звонарь и артистка «Вивальди-оркестра» под управлением Светланы Безродной, привезла с Кубы три колокольчика. Такой экзотики сотрудники музея еще не получали. При ближайшем рассмотрении, подарок оказался не таким уж экзотичным, но не менее ценным.


Этот колокольчик конца XX века, – комментирует Надежда Яковлева. – Но он повторяет архаические, самые древние индейские формы. В XX веке до нашей эры их делали из золота, но и сейчас, бронзовые, они выглядят как те ритуальные вещи. Настоящие древние артефакты нам для коллекции никто никогда не предложит. Но эта реплика очень ценная. Здесь повторены не только форма, размер и параметры звучания, здесь повторена сакральная сила предмета. Он также может использоваться для обрядов. А потому для нас без разницы, это XX век до нашей эры или XXI век нашей эры.

На Кубе сыскался и европейский дверной колокольчик начала XX века. Впрочем, это его последнее предназначение, о чем свидетельствует вставленная удобная для ременной подвески проушина. Он также помечен цифрой 8, код по общеевропейскому прейскуранту, определявший характеристики и фиксированную цену. Надежда Яковлева добавляет, что для Валдая эти правила не действовали. Здешние мастера ценили себя гораздо выше и торговали колокольчиками по свободной цене.

Дополняет кубинский дар рождественский ручной колокольчик с навершием в виде оленя. Все христианские народы мира считают, что если вам на Рождество не подарили колокольчик, ждать в этом году от жизни нечего.

Председатель иностранной комиссии Союза писателей России Олег Бавыкин с 1996 года пополняет коллекцию музея экспонатами из Юго-Восточной Азии. Из Вьетнама происходят деревянные ботала, которые также использовали как колотушки ночного сторожа. А вот еще один кубинский колокол. Формой он напоминает наши ботала, но он не подвешивался на шею скоту. «Языком» ему служит отдельная деревянная палочка. Оказывается, и в этом есть древнейшие религиозные смыслы.

Самые сильные архаические, приглушенные звучания – удар деревом по металлу. В храме задача – постукиваниями пригласить Господа в этот дом. Никакой музыки. Только сакральный смысл. И это покупается туристами с большим сердцем, чем фигурные колокольчики.

Продолжая тему «скотских» ботал, Надежа Яковлева отметила, что в традиции делать их клепанными, а не литыми. И с развитием производств такая архаика сохранялась именно на Новгородской земле, хотя в центральной России от нее уже отказывались. И это роднит нас со многими европейскими очагами колокольной культуры.

 

Это сходство можно увидеть в крупном образце из города-побратима Валдая Хайдубёсёрменя. А еще из Венгрии привезли чугунную подвеску с петушком. Это уже современная модификация «музыки ветра».

Путешествуя в Австрию, можно встретить ботало с декоративным ошейником в национальных цветах. Его привезла коллекционер Ирина Капранова. Такие колокольчики в ходу у альпийских скотоводов. Они устраивают настоящие конкурсы красоты среди коров.

Коровам ресницы накрасят, вот эту красоту на шею повесят. Коровы одна другой наряднее выходят на первый весенний выгон.

Приезжая ежегодно в Валдай, Капранова всегда находит, чем удивить музейщиков. На этот раз – ручной колокольчик с башней-маяком из Великобритании. У него надпись на языке (что встречается крайне редко) о том, что его владелец носит пэрское достоинство. Маяк служит знаком спасение во всех мирских бурях. Вещь сувенирная, но дающая представление о культуре далекой туманной страны.

Но не только звонкими экземплярами пополняются коллекции. Профессор из Санкт-Петербурга, занимающийся изготовлением колоколов, Виктор Пиирайнен привез несколько открыток начала XX века из Европы с колокольными сюжетами, обнаруженных в США. И с особенным чувством в музее показывают коллекцию материалов из семейного архива рабочего колокольного завода Бакулевых — Куршаковых в Слободском Вятской губернии (в настоящее время Кировская область) Василия Семёновича Загарских.

У нас есть образцы продукции завода, который закрылся в 1917 году. Но такого богатства мы еще не видели. В документах есть сведения об организации труда, финансовой и дисциплинарной. Коллекцию помог приобрести друг музея Михаил Любашевский.

В эти дни в Валдае проходит I кампаналогическая школа-семинар. Первая не только в Валдае, но и мире. Здесь обсуждают вопросы описания и хранения колокольных коллекций, встретились русская звонница и европейский карильон, звонари проводят мастер-классы колокольного звона.
Когда человек отступает от тысячелетиями назад заданных тем, тогда этот колокольный предмет отказывается существовать – он бьется, уничтожается, разрушается. И никакие скрепы, внутренние или внешние, уже не помогут его сохранить.

И вся деятельность ученых, теоретиков и практиков, направлена на то, чтобы сохранить и развить традицию. Каждый посетитель музея может в этом убедиться.

Фото автора