В Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника с гордостью показали новое оборудование, закупленное в рамках проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России» за счёт средств займа Международного банка реконструкции и развития. 
Это не только специальные конфигурации столов и стульев, делающих работу реставратора комфортной, но и новейшие исследовательские аппараты. Например, электронный микроскоп с возможностью вывода изображения на монитор. Теперь не надо выстраиваться в очередь к окуляру, чтобы рассмотреть исследуемый фрагмент. 

И мы коллегиально можем обсудить, что нам делать с этим фрагментом, состоянием красочного слоя. И его сфотографировать. Мы можем сделать фотофиксацию, произвести укрепления, снова фотофиксацию и затем сравнить два кадра, - делится заведующая Центром Тамара Анисимова. 

Другой микроскоп оснащён подсветкой и компактным штативом, который позволяет крепить оборудование на лесах в храме. Теперь можно в мельчайших подробностях изучать и фотографировать фрески прямо на стенах на большой высоте. Делать замеры, наблюдать за трещинами и оценивать результаты реставрации. 

К слову сказать, это оборудование впервые было представлено реставрационной общественности только в ноябре 2016 года на Европейской выставке DENKMAL в Лейпциге (Германия) под патронажем ЮНЕСКО. Теперь оно есть в Новгородском музее. 

Возможно, в нашей стране ещё таких микроскопов нет, как у нас. И студентам, приезжающим к нам на летнюю практику, очень важно его увидеть. Оно позволяет обсудить с ними многие профессиональные вопросы. Прекрасное оборудование, о котором мы могли только мечтать. 

Также новые технологии дают возможность реставраторам значительно упростить многие задачи. Недавний пример – перевоз композиций церкви Спаса Преображения на Ковалёве из кремлёвской мастерской в Антоново. Почти собранные А.П. Грековым масштабные композиции были тяжелы и неудобны в транспортировке. Но после фотофиксации фрески оказались вновь «разобраны», а затем по изображениям быстро собраны в Центре. 

Монументальная живопись – это гигантские пространства, сотни квадратных метров. Но теперь она раскладывалась как скатерть-самобранка. В течение дня 3-4 композиции мог разложить один реставратор. 

Кроме того, в Центр переехала часть научной библиотеки музея - книги по истории и искусству. Она содержит и великолепную коллекцию, переданную в дар Герольдом Вздорновым, авторитетным специалистом в области истории древнерусского искусства и культуры. Все эти новшества не скрывают от посетителей. В составе специальных экскурсий можно ближе познакомиться с деятельностью новгородских реставраторов два раза в неделю по четвергам и субботам.

Фото автора