Два аккорда программы KINGFESTIVAL стильно завершили ураганное театральное событие Великого Новгорода. Два театра из России и Латвии показали совсем свежие кукольные спектакли, способные растрогать камни. А главное – через визуальную красоту, необычное видение они нам рассказали о том, как важно оставаться верным своим принципам. Хотя счастье каждый видит по-разному.

Он улетел…

Принц родился на маленьком острове, совсем один. Он не вписывался в странный, слишком суетливый или слишком медленный мир вокруг. Маленькая притча Екатерины Гороховской «Научи меня летать» состоит из очень простых событий, в каждом из которых спрятано какое-либо недосказанное явление человеческой жизни. Можно сказать, что она навеяна культовой сказкой Экзюпери, только не претендует на большую литературу. Это текст, который наполняется художественным смыслом именно в спектакле.

Молодой выпускник Мастерской Сергея Женовача Артём Устинов в Театре юного зрителя Нягани (Ханты-Мансийский АО – Югра) решает сказку в технике театра кукол с такими же молодыми, обаятельными и интересными актерами. А художник Наталия Бурнос превращает всё это в стильное визуальное зрелище, где простые элементы складываются в сложные механизмы и образы.

doc27425420 444753421

О чём спектакль, хорошо формулируют его создатели. Здесь и одиночество Принца, которого обступают глыбы неуютного замка-тюрьмы. Его желание вырваться за пределы ограниченного мирка, отправиться вслед за кораблями вдали. Первая любовь к Белой Птице, подарившей ему импульс к созиданию. Но пока Принц увлеченно мастерит крылья для побега с острова, Птица погибает. Режиссер уверенно чувствует себя в несложных перипетиях, пока не спотыкается о финал. Екатерина Гороховская готова говорить с детьми о смерти, о невозможности даже самого сильного чувства изменить этот закон жизни. Артём Устинов сомневается, он стремится к счастливому воссоединению, чтобы Принцу удалось забрать любимую Птицу у Прекрасной женщины. Но почему-то сентиментальный финал с совместным полётом героев читается как добровольный переход через эту тяжелую преграду. Он не пугает и не призывает к чему-то. Это лишь одна из вероятностей, с которой можно не согласиться. И обсудить её с ребенком после просмотра спектакля.

«Научи меня летать» – это также повод поговорить о том, каким видят современный режиссер и художник спектакль для детей, о визуальных решениях. Посреди огромного чёрного космоса есть пустынно-тёплый островок. Дерево как основа для кукол и объектов позволяет ощутить то природное, живое, что дает соприкосновение с натуральными материалами. Сам же Принц – условная куколка, этакий трогательный курносый мальчишка. Рамиль Ахмеров не просто рассказчик всей истории, он вступает в диалог с куклой, которую ведёт. Это порождает театральный юмор и заставляет задуматься о демиургичности искусства, создающего иные миры, способные рассказать куда больше о реальности, чем мы себе представляли.

doc27425420 444753423

Тут же рядом иллюзия создается и более простыми, но не менее действенными приемами. Ручеек – это, конечно же, газовая ткань, которую перебирают забавно щебечущие девушки. А Черепаха – голова в круглых очках и платке. Наконец, сама Белая Птица – мелькающий вдалеке силуэт на трости. А актёрское исполнение Дарьей Фамильцевой, Жанной Ханьжиной, Натальей Чилимовой и Александром Понкратовым – тот случай чуткого и нежного ансамбля, когда творческие индивидуальности идеально подогнаны друг к другу.

Ребёнка нужно удивлять не только простотой иллюзии, но и сложносочинёнными решениями. И когда Принц отправляется в путь за Птицей, которая обещала научить его летать, на сцене возникают кубы, декорированные вращающимися шестерёнками. Этакий своеобразный стимпанк, отзвук модной субкультуры и в то же время обозначение опасности. Огромные механизмы приготовили маленькому Принцу множество испытаний. Комбинации движущихся досок сразу же отсылают к линейным компьютерным играм-аркадам, внезапно вырастают большие цветы, выпрыгивает крокодил и возникает подвесной мост. Юный (и не только) зритель находится в знакомом, увлекательном пространстве, при этом сочинённом с изобретательностью и непредсказуемостью.

«Научи меня летать» – это простые смыслы со шлейфом для проговаривания, соотнесения со своим – большим или не большим – жизненным опытом. Всегда радостно, когда театр обращается к детям без поучения и назидания – для этого есть родители и педагоги. А ещё вдохновляет, когда история рассказывается с таким неравнодушием к художественным возможностям, с тщательным продумыванием эстетического всей команды постановщиков и исполнителей.

doc27425420 444753424

…и обещал вернуться

Вы когда-нибудь задумывались, что рождественский рассказ Антона Чехова «Каштанка» может навести жути? А вот спектакль Дмитрия Петренко в Latvijas Leļļu teātris из Риги – может. И это большая художественная удача.

Версия «Каштанки» Петренко соотносится с первоисточником примерно так же, как опера «Евгений Онегин» Чайковского с романом Пушкина. Отдельные детали сюжета стали отправной точкой для собственной истории, отличающейся по атмосфере и содержанию.

«Каштанка» рижан – это современный театр, довольно жёсткий, не заигрывающий с ребенком и не стремящийся ему понравиться. Он создает чёткую, ясную художественную действительность, в которой может быть некомфортно, даже страшно, но такие чувства – повод разобраться с самим собой, со своими ожиданиями и страхами.

Известный скульптор Лиене Мацкус буквально разломила мир Каштанки. Сценография состоит из светящихся осколков. Один – столярный верстак Луки Александрыча. Второй – городской фонарь. И другие, усиливающие графическую сюрреалистичность. Отчасти они похожи на детали головоломки из детской игры. Только вот собрать их – нет возможности. Даже цирковая арена, в которой оказалась заперта героиня, тоже разбивается на части, когда Каштанка воссоединяется с Хозяином.

А Хозяин этот – похмельно просыпающийся мужик средних лет. Каштанке достаётся и случайных пинков, которые никак не влияют на ее собачью преданность и детскую любовь. Санта Диджус играет в живом плане драматический этюд, растянувшийся на весь спектакль. Играет сдержанно, но очень точно, ни одной лишней оценки или движения – она похожа на заброшенного ребёнка из неблагополучной семьи, не утратившего доброту и непосредственность маленькой души.

Куклы людских персонажей лишены души вообще. Сделав их в человеческий рост, создатели наделили героев портретным сходством с актёрами. Получились саркастические шаржи, выходцы, пренебрежительно обращающиеся к теми, кто им доверился. Микелис Жиделюнс и Анрийс Сирманс (играющие Луку Андреича и Ивана Иваныча соответственно) полны молодой энергии и пластической выразительности, что лишь усиливает ощущение жутковатости, неприязни к человеческой реальности.

doc27425420 444753432

Зато эмоциональной кульминацией спектакля становится выступление Гуся (Микелис Жиделюнс). Перчаточная кукла вдохновенным голосом трубы исполняет мелодию Summertime, которая служит наградой для Каштанки во время дрессуры. В нескольких движениях создаётся симпатичный характер настоящего и немного капризного артиста. И когда гусь внезапно умирает, это выглядит болевой, леденящей сердце потерей.

Кажется, что спектакль мрачный. Общая атмосфера у него действительно полна тёмных и грустных наблюдений за действительностью. Минималистичная музыка Anno Mimicus еще больше усиливает стильность и жесткость истории. Но Петренко не чуждается и изобретательного юмора в маленьких, но запоминающихся находках. Например, с котом, у которого по жесту дрессировщика загораются глаза.

Правда, сценарий показывает недружелюбие к тем, кто незнаком с текстом оригинального рассказа. Летящие опилки далеко неоднозначно показывают столяра за работой, а тонкие усы и трико на Иван Иваныче не сразу выдадут в нем циркового дрессировщика. Недосказанность в сценическом языке спектакля, некоторая потерянность между эпохами (это не конец XIX века, но и не абсолютно сегодняшний день) делает узнавание и понимание истории напряженным делом. Но кто же из зрителей не читал «Каштанку»? Хочется надеяться, что вопрос риторический.

Ведь главное, чеховское ироническое, авторы постановки сохранили – это улыбка над странным естеством, которое стремится вернуться даже в плохонькую, но родную и знакомую жизнь. То иррациональное и наивное, что режиссер назвал Домом.

doc27425420 444753440

Занавес, который никогда не опустится

Пять фестивальных дней мы практически не спали, чтобы рассказывать о спектаклях и некоторых событиях, которые происходили в Великом Новгороде. Вы думаете, это всё? Актёрская энергетика такова, что жизнь не может равнодушно проходить мимо. Потрясающие актеры Городского танца Билефельда Седрик Каваторе и Гвидо Шикоре танцевали не только в спектакле «Я позову моих братьев», но и в гостинице. А Дуарте Грило, отыграв вереницу шекспировских ролей в «Макбете», застрял в гостиничном лифте. Неудержимый хохот и пародия на сцене и нешуточное испытание для всего штаба координаторов фестиваля вне её. Эти приключения, скрытые от глаз публики, тем не менее, тоже часть глобальной постановки KINGFESTIVAL. Его занавес не опускался ни днём, ни ночью.

Сыграли 21 спектакль за 5 дней. Билетов было практически недостать уже за две недели до старта. Не стоит корить в этом организаторов. Мы привыкли к спокойному темпу, что жизнь нас подождёт, когда мы захотим прийти в театр. Но KINGFESTIVAL не располагает таким запасом времени. Это специфические пространства, условия, логистика и гастрольные графики участников. KINGFESTIVAL учит быстро думать и быстро решать.

А ещё учит понимать, что искусство – не только for you pleasure. Языки и национальные черты, остросовременное и традиционное, провокативное и фантастическое – всё по-настоящему живое брошено в котел KINGFESTIVAL. Можно в нём зачерпнуть #бульондлядуши, это право зрителя. Но право быть и больше, чем зритель – соучастник, сотворец, сомыслитель.

«ВНовгороде.ру» было с участниками, со зрителями фестиваля и с читателями всё это время. Первые и вторые – уже история. Но наш дневник остаётся с последними. Надеемся, что нам всем было интересно. Читайте, вспоминайте, узнавайте. Для вас – наши рецензии, впечатления, общение и фотографии.

doc27425420 444753429

Фото Ольги Михалёвой