Безукоризненный бы казалось образчик бизнеса, пример того, как можно успешно конкурировать с дешевыми китайскими сайтами, завалившими страну своими товарами, сдался. «Эксперт», который на днях признался нашему изданию о готовящемся иске о банкротстве, теперь уже во всеуслышание объявил о техническом закрытии. Такими объявлениями были удивлены жители не только нашего областного центра, но и ещё четырёх регионов страны.

Поясним, официально ООО «РИТЕК» (более известный горожанам как «Эксперт») – сеть из 42 магазинов бытовой техники и электроники, которые находятся в Новгородской, Псковской, Тверской, Вологодской и Ленинградской областях с главным офисом компании в Великом Новгороде.

«РИТЕК» появился в 2007 году. Насколько я знаю, делалось всегда всё так, чтобы было лучше, чем у других. Даже если речь шла об обычной стойке, скажем, под утюги, то выбиралась самая лучшая, дорогая... Может, отчасти, и это внесло свою лепту в гибель компании, которая в лучшие свои годы, лет пять назад, была очень сильным конкурентом любой приходящей федеральной сети, – отметила в разговоре с изданием экс-сотрудница фирмы.

Сам владелец компании Александр Кирбай в 2011 году, когда дела компании ещё шли в гору, характеризовал свой успех умением маневрировать на бешеной скорости: «РИТЕК» – это яркий, и возможно единственный пример успешного новгородского ритейла, который вышел за пределы региона...Одна из формул успеха – эффективный коллектив. Чтобы обеспечить высокое качество работы, важно иметь грамотных управленцев на местах, поэтому мы очень тщательно подходим к подбору сотрудников... Второй секрет: чёткая работа с ассортиментом и ценами. Мы стремимся предоставлять максимальный выбор для покупателя, ищем новинки, совершенствуем выкладку, развиваем смежные виды товаров... У нас давние прямые связи с производителями, крупнейшими поставщиками. Поэтому нам удаётся выдавать привлекательные цены и при этом оставаться в зоне рентабельности, дающей нам возможность активно развиваться».

Однако какая из красивых, но не сработавших на практике, формул дала первую трещину, а что фирму добило окончательно, мог рассказать бы сам Кирбай. Но, к нашему сожалению, двухдневные попытки связаться с ним не увенчались успехом... Оно и понятно: не до СМИ.

Заметим, так, между делом, сегодня в компании при наличии объективных кризисных причин называют и субъективную: неверно принимавшиеся коммерческим директором управленческие решения. Ну, Ритек ему судья, как говорится! А что будет с сотнями сотрудников и новгородским бизнесом, который так или иначе работал с данной фирмой?

«Надеемся и верим». Пожалуй именно так можно было бы характеризовать позицию некоторых новгородских бизнесменов, которые ждут сегодня возврата своих денег. У некоторых, по данным информированного источника, счёт идет не на сотни тысяч, а на миллионы рублей. Но люди верят и ждут, и «портить репутацию» коллегам не собираются в надежде на порядочность и честность партнёра. Предположу, что такая позиция сохранится ровно до тех пор, пока не станет ясно: денег на покрытие всех долгов может не хватит и будет установлена определённая очерёдность выплат...

Что происходит сегодня

Роль посредника и главного ответчика в общении со СМИ возложили на руководителя отдела маркетинга Наталью Вахромееву:

Сейчас готовятся уведомления о ликвидации предприятия, и они будут разосланы сотрудникам в течение сегодняшнего и завтрашнего дня, всё происходит в рамках трудового законодательства.

Речь идёт ни много ни мало о 290 людях (в том числе, находящихся в отпусках) в Великом Новгороде и 182 – в области (Боровичи, Старая Русса, Шимск, Валдай).

21 февраля мы подали уведомление о начале процесса ликвидации организации в налоговые органы. Впереди ещё ряд процедур, связанных с подачей документов в арбитражный суд. Процесс запущен. Все процедуры увольнения будут проведены в соответствии с законодательством. Выплаты буду идти по мере того, как будут высвобождаться денежные средства.

Что касается покупателей, то магазины фактически уже не работают. По данным Вахромеевой, техника вывезена и товаров на полках уже нет.

Относительно партнёров мы можем сказать следующее: сейчас производится акт сверок, выводятся суммы долгов и все задолженности будут гаситься в законном порядке. Сейчас не хотелось бы ни обнадёживать, ни нагонять панику. Нужно дождаться сверок, баланса. взаиморасчётов и выведения окончательных цифр.

Так почему же компания развалилась?

Трудности, по признанию маркетолога, начались в 2013-2014 годах. Тогда по всей стране начался спад, ряд компаний уже прекратил свою деятельность или находился в том же процессе, что и «РИТЕК» сейчас.

Ряд наших партнёров на рынке уже отсутствует, местные игроки не выдерживают и сворачиваются. Мы – следствие общей тенденции. К сожалению, мы столкнулись с беспрецедентно низким покупательским спросом, при чём во всех пяти регионах, не только в Новгороде. Псков и Тверь вовсе катастрофически упали по продажам, а там были крупные магазины с большим количеством персонала и техники. Чтобы покрыть разрыв, приходилось прибегать к заимствованиям, брали кредиты в Сбербанке. Сумму долга я не могу сейчас назвать. Приходилось перекредитовываться, был эффект нарастания.

Финалом, по словам собеседницы, стал декабрь 2016 года, когда стало понятно – света в конце тоннеля не зажжется. Новогоднего чуда, вопреки ожиданиям, не случилось и вместо обычной для этого времени года работы в «плюс», покупательского ажиотажа не случилось:

За всю историю компании с 2007 года мы впервые столкнулись с тем, что спрос был на рядовом уровне, - добавила в заключении Наталья Вахромеева.

***

Депутат Думы Великого Новгорода Юрий Весельев:

Я уверен, что это был большой провал стратегический в просчётах менеджмента, они получили большой кассовый разрыв, скорее всего это связано с тем, что они брали много предзаказов у населения, но деньги уходили в оборот на закрытие финансовых дыр. В последнее время в связи с этим были просрочки на привоз техники под заказ – это информация от населения (по заказным позициям).

Я очень переживаю за новгородский малый бизнес, который может от всей этой ситуации пострадать. Например те, кто свою продукцию, пусть и в не больших объёмах, но отдавал «Эксперту» на реализацию, сложности могут возникнуть с возвратом денег за этот товар. Как специалист по коммерческой недвижимости скажу, что ряд помещений у «РИТЕКА» был в собственности, а некоторые в аренде. И, если были просрочки с арендой и по коммунальным платежам, хозяевам помещений придётся собственноручно закрывать магазины, вплоть до ареста техники. Тут мы получим возмущенных собственников, недовольства и суды. Разговоров будет очень много, это только начало.

Юрист Константин Демидов:

Надо понимать, что процедура банкротства – вещь не быстрая, и это плохо для всех: и для сотрудников, и для партнёров. Ведь банкротство – это способ не отдать долги, оно нужно для того, чтобы кредиторы с наименьшими потерями ушли из этого процесса, но так или иначе потери будут. Первое, что сделает суд, если иск будет признан обоснованным, введёт процедуру наблюдения. Появится арбитражный управляющий, которому предстоит решить, можно ли ещё спасти предприятие. Само юр.лицо никуда не исчезает и люди, которые там работают и находятся в трудовых отношениях, должны ходить на работу. Но поскольку магазины закрыты, людям должны будут выплачивать зарплату за период простоя по вине администрации в размере 2/3 от средней заработной платы. А далее новгородцев ждёт обычная процедура сокращения. Добрый совет: людям лучше уже сейчас начать искать работу самостоятельно. Ведь никаких льгот и преимуществ у сокращённых, вопреки расхожему мнению, не будет.

А что касается данной конкретной ситуации, то есть мнение, насчёт того, почему компания тонет, а подобные ей, старейшие, ещё на плаву. Возможно дело в том, что конкуренты кредитуются за рубежом под меньшие проценты и за счёт этого могут давать дисконт. И что бы там не говорили, что мы санкций не боимся... это, однако, так. Результаты долго себя ждать не заставили...

Ложка мёда в коробке РИТЕКА

Как заверили издание в отделе по работе с персоналом, рассылкой уведомлений о расторжении трудовых договоров в связи с ликвидацией компании они не ограничатся:

Мы готовы оказывать всю необходимую информационную и консультационную помощь сотрудникам, вплоть до объяснений о том, какие документы необходимо предоставить в службу занятости.

Туда, к слову, тоже собираются направить уведомление... К приходу 290 безработных человек ведь ещё нужно подготовиться…

Сетевое издание следит за развитием событий. Если у вас есть информация, и вы готовы ею поделиться, рады будем вас услышать!

Фото Татьяны Яковенко