На днях сетевое издание «ВНовгороде.ру» опубликовало информацию о том, что может ждать Великий Новгород в 2017 году. Речь, в частности шла о двух вариантах расходной части бюджета. При втором, наихудшем, предполагается жёсткий секвестр.

Своим мнением о ситуации с изданием поделилась председатель Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев», кандидат экономических наук Анна Черепанова:

Эксперты «Собрания коренных новгородцев» в ежегодных независимых докладах по бюджету Новгородской области регулярно говорят о проблеме несправедливых межбюджетных отношений в Новгородской области, о необоснованно завышенном уровне изъятия НДФЛ у Великого Новгорода и его перераспределении в пользу Новгородской области. К сожалению, в Правительстве области предпочитают не слышать независимых оценок, не научились просчитывать последствий принятых решений. В конечном итоге, неверная бюджетная политика команды губернатора Митина приводит к глубоким социальным проблемам в Новгородской области, а их уже приходится «расхлебывать» всем новгородцам.

Для Великого Новгорода норматив отчислений от НДФЛ установлен в размере 15% – это минимальный уровень, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ. Весь объём НДФЛ, уплачиваемый в казну жителями Великого Новгорода, составляет порядка 5 млрд. рублей в год, из них в бюджете города остается только 750 млн. рублей. С территории Великого Новгорода собирают примерно 10 млрд. рублей налогов, а в бюджет города поступает меньше 2 млрд. рублей.

Уменьшение финансового потенциала Великого Новгорода сказывается на развитии и городской и региональной экономики, так как бюджетная обеспеченность, состояние инфраструктуры города, определяют инвестиционную привлекательность, как города, так и области в целом. Бюджетная обеспеченность Великого Новгорода в части собственных полномочий – 9,5 тысяч рублей – крайне низкая. По информации Центра городов Северо-Запада и Центра России, Великий Новгород по этому показателю занимает 13-е место из 15-ти возможных. В городе деградирует коммунальная и социальная инфраструктура, в школах и детских садах постоянные поборы, фактически обязанность материального обеспечения и текущих ремонтов возложена на родителей, капитальные ремонты учреждений не проводятся. Причина такого положения дел – хроническое недофинансирование вследствие недостатка собственных средств в бюджете Великого Новгорода.

Бюджетная политика губернатора Новгородской области Сергея Митина по централизации финансовых ресурсов привела к тому, что Великий Новгород, образующий базу экономического развития Новгородской области, оказался в роли аутсайдера при перераспределении бюджетных средств. В современных условиях только города могут быть локомотивами развития территорий, для этого они должны ускоренно развивать инфраструктуру за счет собственных средств, наращивать и повышать качество человеческого капитала, повышать уровень жизни людей, обеспечивать инвестиционную привлекательность, а сделать это без укрепления налоговой базы невозможно. Однако вопреки здравому смыслу Великий Новгород лишён доходной базы для собственного развития и роста.

До недавнего времени дефицит городского бюджета покрывался за счет кредитов коммерческих банков, но в этом году достигнут критический уровень муниципального долга – 100% собственных доходов, и дальнейшее привлечение кредитов невозможно, поэтому остаётся два пути: увеличивать доходы или дальше «резать» расходы. Мэрия Великого Новгорода уже подготовила свой план сокращения расходов на 400 млн рублей, он включает отмену социальных пособий при рождении детей, мер социальной поддержки многодетных семей, отмену льготных проездных для школьников и студентов, бесплатного молока первоклассникам, программ ремонта дворовых территорий и т.д. Список довольно длинный, преодолевать бюджетный кризис, как обычно, решили за счёт новгородцев, хуже того, социально незащищенных групп граждан. Безусловно, сокращение расходов на социальную сферу, благоустройство, инфраструктуру совершенно неприемлемо, а единственный выход из сложившейся ситуации мы видим в увеличении доли НДФЛ, остающейся в распоряжении Великого Новгорода. По крайней мере, норматив отчислений НДФЛ в городской бюджет в 2017 году необходимо увеличить в два раза с 15 до 30%, до 1,5 млрд. рублей, а в ближайшей перспективе до 50%.

Деньги, поступающие в бюджет из карманов новгородцев, должны работать на горожан.

Фото Алексея Сабельского и из открытых источников