2018 год стал очень насыщенным на нововведения для новгородцев: мы стали расплачиваться в автобусах банковскими картами и «Берестой", в образовательные учреждения региона начали приезжать лучшие молодые учителя страны  и многое другое. О том, как шагает цифровая экономика по региону и какие изменения нас ждут уже в самом ближайшем будущем, сегодня рассказал журналистам управляющий Новгородским отделением №8629 ПАО Сбербанк Дмитрий Жоров.

Филиальная сеть банка

– Наша принципиальная позиция и задача заключается в том, чтобы в каждом районе области было как минимум одно подразделение банка и круглосуточный банкомат. И сегодня по количеству банкоматных устройств и филиалов на 1000 жителей Новгородская область лидирует по Северо-Западу, – подчеркнул Дмитрий Жоров.

При этом сегодня банк фокусируется на малый бизнес. Так, в этом году в регионе зарегистрирован рост объёма выдаваемых предпринимателям кредитов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34%. Причём в полтора раза выросло число выдаваемых быстрых смарт-кредитов. В среднем, новгородский предприниматель берёт сегодня в Сбербанке 2,6 миллиона рублей. Всего новгородскому малому бизнесу в этом году было выдано обычных кредитов на сумму 680 миллионов и около 50 миллионов смарт- кредитов. Ещё 60 миллионов банк выдал льготных кредитов, которые предприниматели получают с дополнительными субсидиями государства.

Помимо этого, в рамках сотрудничества с госструктурами, были открыты несколько новых окон МФЦ. По словам Дмитрия Жорова, всё это делается именно для удобства новгородского бизнеса.

– Также стоит отметить и число открываемых счетов: для банков это показатель конкурентоспособности, а для региона - уровень развития предпринимательства. Только за 9 месяцев 2018 года у нас было открыто более 1700 новых счетов (при 700 счетов – в 2017). Это говорит о том, что в Новгородской области есть реальное оживление бизнес-сферы. Что важно: с 1 октября для корпоративных клиентов спектр доступных к совершению операций значительно расширен (до 60 операций). Операции, покрывающие 80% потребностей корпоративных клиентов, проводятся более чем в 15 офисах по обслуживанию частных клиентов, что позволяет расширить региональную доступность операционного обслуживания для юридических лиц.

Ипотечное кредитование

Переходя к разговору о работе с розничными клиентами, Дмитрий Жоров, особенно подчеркнул, что ипотечный портфель Сбербанка вырос на 24%. В среднем новгородцы берут в банке на улучшение жилищных условий 1 миллион 325 тысяч рублей. Как правило, это молодая семья в возрасте 30 лет с одним ребёнком.

Кроме того, у банка появился специальный сервис для клиентов - интернет-ресурс «ДомКлик". Это сайт, на котором можно не только продать или купить квартиру, но и заказать услугу комплексной оценки объекта недвижимости, сделать электронную регистрацию без необходимости ходить в Росреестр. Там же можно найти конструктор сделки, анализ цен и многое другое - сервис постоянно обновляется и улучшается - по сути, это максимум услуг в одном окне.

Необходимо отметить, что сегодня мы находимся в историческом минимуме ставок по ипотеке. И, скорее всего, в ближайшие недели и месяцы они уменьшаться не будут, учитывая большую волатильность рынка. Сегодня у новгородцев есть возможность взять кредит со ставкой от 7.1% годовых, а при использовании госпрограммы, то и вовсе под 6%. Этими программами пользуются и сотрудничают со Сбербанком практически все крупные застройщики Великого Новгорода.

В среднем ипотечная ставка для новгородцев сегодня составляет 9%.

Не менее активно жители региона пользуются и программой рефинансирования ипотечных кредитов, взятых в других банках. Здесь ставка Сбербанка составляет 9,5%.

«Лайки» учитываются

Отдельно Дмитрий Жоров остановился на работе с привлечением средств клиентов. На 1 октября объём привлечённых средств населения составил 36 миллиардов 900 миллионов рублей (+6% к аналогичному периоду прошлого года). При этом 59% – это срочные депозиты, вклады, а остальное – это пластиковые карты и текущие счета. Средний размер одного вклада новгородца составляет 124 тысячи рублей. Это, конечно, значительно ниже среднероссийских показателей, но и вполне объяснимо – тут сказывается размер средней заработной платы.

– Сегодня банк уделяет значительное внимание удалённым цифровым каналам обслуживания. Это банкоматы, сервис интернет-банкинга «Сбербанк Онлайн», мобильное приложение и автоплатежи. Тот же «ДомКлик» – цифровой сервис, позволяющий экономить время и деньги клиента, а также больше зарабатывать. К примеру, открывая вклад через «Сбербанк Онлайн», клиент всегда получает ставку выше, нежели если он лично придёт в филиал или подразделение для этой же цели.

Растёт и банк данных о клиентах, который позволяет Сбербанку делать каждому клиенту уникальное предложение.

Сейчас в процесс принятия решения по выдаче кредитов встраивается искусственный интеллект. Так, при обработке кредитной заявки машина анализирует всю имеющуюся в цифровом пространстве информацию о клиенте: образ жизни, покупки, кредитную историю и даже людей, с которыми он общается в соцсетях, кому ставит «лайки». На основании этого делается прогноз степени возвратности кредита. Эта технология работает уже несколько лет и точность машинной оценки значительно выше, чем обычные данные из справки о доходах и кредитной истории человека. К слову, сейчас 98% решений по выдаче кредитов физическим лицам принимается автоматически и более трети – по кредитованию юридических лиц.

Именно искусственный интеллект сегодня является «новым электричеством», символом цифровой эпохи, которая наступила во всём мире несколько лет назад.

Карты? Дайте пять!

По данным на 1 сентября, число действующих карт в Новгородской области составило 659 тысяч (это больше, чем сейчас проживает жителей в регионе – прим.ред.).

– У меня, например, пять карт Сбербанка, – признался управляющий. – У некоторых новгородцев по 2-3 карты, при этом сейчас многие стали пользоваться картами МИР (в Новгородской области таких карт выпущено 90 тысяч), сохраняя при этом карты международных платежных систем.

Растёт и число бесконтактных карт, позволяющих расплачиваться за небольшие покупки (до 1000 рублей) без ввода ПИН-кода. К слову, обычные карты по истечению срока действия будут полностью заменены на бесконтактные. При этом оборот по «пластику» тоже растёт, что говорит о том, что новгородцы привыкают пользоваться безналичными услугами и сервисами.

Но, чтобы новгородцы могли пользоваться картами ещё более активно, необходимы терминалы, которые могли бы их принимать. И тут, по словам банкира, мы уже близки к насыщению – самые крупные «точки» ими давно обеспечены. Так, сегодня на 1000 жителей насчитывается порядка 12 терминалов.

У нас создана хорошая инфраструктура по расчёту банковскими картами. А сами предприниматели, которые раньше не желали заводить их у себя, стали понимать, что так они теряют гораздо больше – клиентов с пластиковыми картами. Только представьте: количество транзакций за год увеличилось на 62,9%!

Довольно быстро встроились новгородцы и в транспортный проект – уже несколько месяцев пассажиры городских автобусов охотно расплачиваются не наличными деньгами, а банковскими картами и специальной "Берестой». Подобная система работает в 50 городах России.

Безналичный человек

Завершая разговор с журналистами Дмитрий Жоров подвёл к понятной и довольно логичной задаче, которую ставит перед собой банк сегодня:

– Мы хотим сделать так, чтобы в Великом Новгороде была создана инфраструктура, позволяющая жителям вообще не пользоваться наличными деньгами. Пока 68% товарооборота в регионе идёт за счёт обычного кошелька, и лишь 32% – доля банковских безналичных операций. Хотя преимущества банковской карты очевидны: это удобство, безопасность, возможность присоединится к программе лояльности «Спасибо».

В этом году в фокусе внимания банка транспорт: уже упомянутый общественный, а также такси. Кроме того, особое внимание уделяется возможности расплатиться за услуги картой в: медицине, музеях, за бытовые и госуслуги. Поэтому для удобства горожан, а также гостей Великого Новгорода, создание и развитие банковской инфраструктуры будет продолжаться.

ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России №1481 от 11.08.2015​

Фото автора и Сергея Суфтина