Накануне, 30 июля, руководитель Отделения Пенсионного фонда РФ по Новгородской области Алексей Костюков агитировал работников образовательных учреждений Великого Новгорода, чтобы они сознательно поддержали очередную (пятую, начиная с 1990 года, когда был создан ПФР) пенсионную реформу в России. В своём выступлении в стенах областного Дома правительства г-н Костюков привёл убойный аргумент, после которого мы все (не только педагоги) не могли бы отказать от реформирования системы.

В настоящее время в Новгородской области на одного пенсионера приходится 0,9 наёмных работников, – сказал глава регионального отделения ПФР. – Это является чрезмерной нагрузкой на работающих граждан и не позволяет в должной мере увеличивать пенсии.

Последнее можно было воспринять так: будь пропорция получше, Алексей Викторович бы непременно увеличил пенсии в отдельно взятом регионе. Может быть, даже частично из собственных 6,4 млн. рублей, заработанных в минувшем году*.

*По этому показателю А.В. Костюков занимает в системе ПФР почётное третье место.

И самое интересное, что тревоги управляющего филиалом ПФР можно легко развеять. По официальной статистике, «на 31 декабря 2017 года численность пенсионеров, состоящих на учёте в системе Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области, составляла 204,8 тысячи человек, что на 0,1% меньше, чем на 31 декабря 2016 года» (Новгородстат). А численность экономически активного населения в регионе на начало 2018 года была 315,8 тыс. человек, включая 14,9 тыс. безработных, стоящих на учете на бирже труда.

Г-ну Костюкову отлично известно, что о ситуации в пенсионной сфере судят, именно исходя из того, сколько на одного пенсионера приходится готовых к работе людей допенсионного возраста. В нашем случае мы получаем отнюдь не кризисное соотношение – на двух пенсионеров приходится три работника. Конечно, хотелось бы больше, но это зависит не только от продолжительности жизни и трудовой деятельности новгородцев. Но, например, от количества вновь создаваемых рабочих мест; от размера оплаты труда, от прозрачности рынка труда и т.д. Кстати, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин ещё год назад обращал внимание руководителя нашей области Андрея Никитин на необходимость усиления работы по снижению неформальной занятости в регионе, то есть, чтобы выявляли и уничтожали такие схемы, когда на «дядю» работают люди, не поставленные на налоговый учёт, или когда бОльшую часть зарплаты работник получает «в конверте».

Вы не думайте, друзья, что «конверт» – это детская шалость. Нет, в пенсионную копилку денежка идёт только с официальной зарплаты. А официальная зарплата у нас сегодня…

Она у нас тоже не однозначная. Вот, по данным облправительства (см. novreg.ru), сейчас (на 1 июля) начисленная среднемесячная зарплата составляет 30 385,1 рубля. По данным любознательного портала Trud.com – 23 873 рубля, а портал worknet-info.ru, поддерживаемый волонтёрами движения «Активный гражданин России сегодня», насчитал всего 20,4 тыс. рубля… Кому верить?

Давайте поверим правительству (в порядке исключения). Итак, кто работает в Новгородской области, получает сегодня 30 385 рублей в месяц. Если эту тенденцию закрепить, наберётся нашим пенсионерам на достойную пенсию? Не уверен. Для сравнения: немецкий портал Ru-geld.de извещает, что в 2018 году средняя пенсия в Германии составляет 787 евро (1040 евро у мужчин и 580 у женщин) или, как они пересчитали, 57 647,99 рубля на человека. Наверное, понятно, что с 30 тысяч зарплаты на пенсию больше 50 тысяч не отчислишь.

Предвижу, что Алексей Костюков скажет, что немцы и на пенсию выходят позже! Да, позже – с 65 лет (и мужчины, и дамы). Кроме того, в 2007 (!) году их предупредили, что до 2024 года возраст выхода на пенсию будет увеличен до… 66 лет, а до 2029 года – до 67 лет. 17 лет им дано, чтобы свыклись с мыслью о неизбежном. В США о повышении к 2014 году пенсионного возраста с 65 до 67 лет объявили в… 1983 году. В Англии в 2007 году предупредили, что с 2026 года пенсионерами граждане страны будут считаться не с 65, а с 66 лет.

Как у нас, вы знаете, читатель. Но вдруг пропустили сообщение пресс-службы Счётной палаты РФ от 18 июля, что «материалы к законопроекту [о повышении пенсионного возраста] не содержат расчётов, определяющих взаимосвязь между повышением пенсионного возраста и созданием условий для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции». Это что же, по 1000 рублей пенсионерам обещают от фонаря? А если фонарь не загорится? А если фонарь – под глазом…

Эх, сдаётся мне, право было светило нашей литературы, когда написало в романе «Преступление и наказание»: «Изо ста кроликов никогда не составится лошадь». Ну, разве что ещё разок попытаться…

Фото Светланы Разумовской (Я люблю Великий Новгород)