В Новгородской области, как и во всей стране, начало действовать «натуральное » ОСАГО. Вступили в силу поправки в закон, предусматривающие приоритет восстановительного ремонта перед денежными выплатами. Это значит, что автомобилисты, которые сейчас пойдут покупать страховой полис, или уже приобрели его после 28 апреля могут получить не деньги на лечение своей машины, а направление к автодоктору. Казалось бы, долой лишние хлопоты? Отремонтированный автомобиль вместо денег? Но не будем спешить. У ответа на этот вопрос есть две стороны – одна по закону, другая по факту.

Для начала о том, какие изменения нас ждут по закону. Итак, если прежде вы получали на руки сумму до 400 тысяч рублей и распоряжались ей на свое усмотрение – шли к знакомому гаражному мастеру или ремонтировались в дорогом сервисе, то теперь все карты в руки страховой. Возмещать ваш ущерб купюрами она не обязана. Ассортимент мастерских будет ограничен списком, предложенным ей же в момент покупки полиса. При этом расстояние до мастерской не может превышать 50 км от места ДТП или места жительства клиента. Автомобили же младше двух лет должны получить направление к официальному дилеру. По факту в Великом Новгороде представлены сервисы далеко не всех марок. Отсюда вывод: большинству владельцев иномарок обеспечить ремонт по закону страховщики не смогут, следовательно «натуральное» ОСАГО для них отпадает.

Отдельно следует отметить, что закон исключает использование при ремонте деталей со вторичного рынка, так что сэкономить на запчастях уже не получится. Правда, и заменять «оригиналы» качественным аналогом никто не запрещал. По факту половина, а то и больше машин на наших дорогах – это модели, которые уже не выпускаются.

Где искать на них новые запчасти, сколько при этом автовладелец будет оставаться пешеходом и где будет находиться его машина – большой вопрос. При этом страховщику отводится 30 рабочих дней на выполнение ремонта, и отсчёт начинается с момента предоставления машины в сервис. Придут ли за это время те самые новые запчасти – проблемы, по всей видимости, тоже страховой. За нарушение сроков предусмотрена неустойка.

А вот владельцы СТО никаких проблем испытать не должны. Скорее напротив, станции были бы заинтересованы в работе по такой схеме. Ведь страховые компании обеспечат им стабильный поток клиентов. Так что в их интересах проводить работу качественно и в срок. Кстати, согласно новым правилам, сервис должен дать годовую гарантию на кузовной ремонт и полугодовую – на остальные виды работ.

Что касается компенсации в виде денежной выплаты, то по закону её можно получить только в исключительных случаях. Например, если автомобиль настолько сильно пострадал в ДТП, что чинить, собственно, уже нечего. Или если стоимость ремонта превышает лимит возмещения по ОСАГО. Претендовать на деньги также могут инвалиды и родственники погибшего или пострадавшего в ДТП страхователя. А вот по факту новгородские страховщики отмечают, что пока не планируют целиком окунуться в ремонт «без купюр». Слишком много условий и слишком велики риски. На наш вопрос, как новшества отразятся на автомобилистах, специалист одной из новгородских компаний ответил прямо - пока никак!

Скажу честно. Никто ничего толком не знает. И Москва на многие вопросы тоже ответить не может. Ясности нет вообще, судебной практики – тем более. Все застрахованные, кто выписал полисы ОСАГО 29.04.17 и позже, могут рассчитывать как на ремонт, так и на выплату, – пояснил специалист страховой компании.

Это значит, что реформа, которая должна была облегчить всем жизнь, пока идёт мимо. Во всяком случае, для перехода на новую систему потребуется ещё какое-то время. Пока же многие страховые компании к радости или сожалению автомобилистов продолжат как и раньше выплачивать компенсации деньгами. И этот факт не противоречит закону.