Одной из самых больных тем уходящего года стала транспортная проблема Великого Новгорода. Нерешённый вопрос с проездными для студентов в феврале, транспортный коллапс в октябре, повышение стоимости проездных билетов до 1980 рублей с января 2017 года – с каждым месяцем недовольных становится все больше, проблемы не решаются, а растут как снежный ком.

На последнем в этом году заседании думы Великого Новгорода власти так и не смогли договориться с перевозчиками о стоимости проездных билетов для студентов. Известно, что в 2017 году им (как и в этом) будут выплачивать компенсации по проездным билетам из городского бюджета в размере 300 рублей. Вице-губернатор Вероника Минина отметила, что соглашение о выплатах ещё обсуждается и пока не подписано. В случае, если власти и транспортники не договорятся, то проездной для студентов в 2017 году подорожает на 380 рублей и будет стоить 1680 рублей. А это, в лучшем случае, две трети стипендии.

С одной стороны, областной бюджет не резиновый: в сегодняшних экономических условиях область не может возмещать убытки транспортным предприятиям за то, что те делают скидки льготникам. С другой – транспортные компании в глубоком кризисе. Об этом говорят вытащенные из 90-х «Икарусы», иски в суд к региональному департаменту финансов на десятки миллионов рублей. К тому же часто транспортные компании (а их в Великом Новгороде четыре) не могут согласовать и составить общее расписание движение, распределив автобусы равномерно по всей транспортной сети города и договориться об установке льгот. 
Председатель комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области считает, что убытки перевозчика «вызваны нерациональными действиями самого перевозчика по продаже проездных билетов ниже их экономически обоснованной стоимости», но перевозчики считают, что их убытки не учитываются комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области ни при формировании экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров, ни при установлении тарифа на перевозки остальных новгоодцев.

В итоге ситуация абсурдная: тысячи новгородцев ежедневно ждут автобусы, часть из которых уже должна быть списана, и платят за это выше, чем в среднем по Северо-Западу.

Транспортная система любого города не подразумевает зарабатывание денег. Это не бизнес-проект, а социальная поддержка тех горожан, кто не может позволить себе личный транспорт: пенсионеры, студенты, школьники. Парадокс в том, что Новгородскую область часто называют областью пенсионеров, но вместе с тем Великий Новгород – студенческий городок. Найти компромисс в этой ситуации властям региона и транспортникам пока не удаётся. Поэтому страдают незащищённые слои населения.

Логично, что цена проездного билета зависит, как минимум, от потока пассажиров, длины пути, стоимости топлива. Но если сравнить стоимость проездного билета в год в Великом Новгороде и в Москве, проезд в столице дешевле. Неограниченный годовой проезд в Москве стоит 18 200, у нас – 19 200 при стоимости проездного 1 600 в месяц (цены 2016 года). Предположу, что цена топлива плюс-минус одинаковая, а вот пассажиропотоком и расстояниями Москва во много раз «бьёт» Великий Новгород. Почему тогда мы ездим в старых автобусах и платим больше, чем жители одного из самых дорогих городов мира?

Судя по материалам арбитражного суда разных лет (первый иск датируется 2011 годом), область должна была самому крупному новгородскому перевозчику ОАО «Автобусный парк» около двухсот миллионов рублей. Это те самые выпадающие доходы от перевозки льготников и продажи билетов себе в убыток. Перевозчикам систематически недоплачивали, не предлагая ничего взамен. А главный перевозчик не смог платить за аренду «Питеравто» из-за чего в октябре 2016 года произошёл транспортный коллапс. «Автобусный парк» должен был вернуть «Питеравто» 92 автобуса, взятые в аренду в 2011 году, но долгое время не платил по договору (порядка 5 миллионов рублей в месяц), и в итоге долг составил около 100 миллионов рублей. К слову, договор не предполагал ни выкупа автобусов, ни обновление транспорта – в «Автобусном парке» договор неоднократно называли кабальным.

Пока система выпадающих доходов и недостаточной компенсации сохранится, вопрос так и останется нерешённым. А с учетом того, что в стоимость проездных билетов не заложены средства на обновление автобусов, старые автобусы представляют все большую опасность. Достаточно вспомнить, например, как в октябре этого года дымился старый «Икарус» у ТЦ «Волна». 

В декабре выяснилось, что дочерняя компания «Питеравто» выиграла аукцион на обслуживание бывших маршрутов «Автобусного парка». Учитывая убыточность последнего, можно предположить с большой долей вероятности, что «Питеравто» выкупит главное автотранспортое предприятие Великого Новгорода. А после недавнего скандала с ребёнком, которого то ли высадили, то ли он сам вышел (а перевозчику пригрозили расторжением договора с правительством)  и разборок на самом высоком уровне, потенциально появился инструмент для захвата остальных транспортных предприятий. Еще несколько подобных случаев с репутационными потерями, и «Питеравто» в перспективе может стать монополистом на новгородском транспортном рынке.

Не стоит забывать, что «Питеравто» – это, прежде всего, бизнес-проект, который реализуется в Москве, Волгограде, Вологде, Петрозаводске, и для режима самоокупаемости первым делом снова новгородцев снова ждет удар по кошельку.

А ведь федеральные правительственные программы могут помочь реанимировать погибающую транспортную сеть. И на них властям стоит обратить внимание. Возможно, деньги не смогут перекрыть запредельную стоимость проездных билетов, но можно будет снизить количество опасной рухляди на новгородских дорогах, и повысить уровень доверия горожан к региональным властям.

Фото из архива редакции