В минувшую пятницу кондуктора и контролёры всех перевозчиков города провели семинар "Нет подделкам!", посвящённый распознаванию поддельных проездных документов и правилам общения с пассажирами, предъявляющими фальсификат. Встреча собрала более 60 кондукторов и контролёров, официальных представителей предприятий-перевозчиков, сотрудников полиции. Организатором семинара выступил ОАО "Автобусный парк".

На встрече сотрудники предприятий обменялись опытом действий в затруднительных ситуациях "из первых рук": сами кондуктора и контролёры рассказали о проблемах своим коллегам. Трудностей существует немало, но в связи со многими нюансами количество путей их решений очень ограничено. Первая проблема – распознавание подложки. Как отметили присутствующие, этим летом заметно возросло количество поддельных проездных документов. Чем это обусловлено сказать достаточно трудно: последствие то ли финансового кризиса, то ли отмены ряда льгот. В "Автопарке" даже скопилась целая коллекция таких подделок. Способы сэкономить на проезде люди придумывают самые разные: дети чаще просто изменяют год или вклеивают свою фотографию на чужой документ, ксерокопируют справки, причём иногда доходит до абсурда, когда ксерокопируют бумагу вместе с фотографией. Ещё народные умельцы печатают проездные на фотобумаге – такую подделку отличить легче, при наклоне бумага заметно бликует – вырезают голограммы с настоящего и наклеивают на поддельный проездной, даже готовят переливающиеся знаки из фольги. Вопиющий случай этого сезона – 4 одинаковых копии отексерокопированного документа на данные ребёнка из Новгородского района. Как отметили участники семинара, это – повод обратиться в правоохранительные органы, где будут устанавливать, преднамеренно ли ребёнок "размножил" документ или это тайно сделал кто-то другой.

Как отметил Владимир Данилов, главный юридический консультант ОАО "Автобусный парк", каждый случай подделки индивидуален. Есть, например, случаи подлога, когда сам документ подлинный, но выписан на другого человека. Подлог личности очень трудно квалифицировать, у дорожных работников здесь единственная мера – сдавать нарушителя сотрудникам полиции для задержания и разбирательства.

Другая "вечная" проблема – выявление безбилетника. На встрече сотрудница "Автопарка" обрисовала портрет и повадки типичного "зайца":

Чаще всего мы ловим безбилетных в полупустых автобусах, обычно на последнем сиденье. Когда пассажиров немного, внимание кондкутора ослаблено, и люди этим пользуются. Обычно безбилетный выглядит так: в наушниках или читает, спит или занимается какими-то личными делами. Бывали случаи, когда с последней двери просто махали банковской картой, – рассказала кондкутор-контролёр Марина Бахова.

Но если на выявление недобросовестных пассажиров глаз кондуктора всё-таки "намётан", то принудить безбилетника понести ответственность за свой поступок – куда более серьёзная проблема, причём и с юридической точки зрения. Разъяснила возможные пути решения Ирина Морозова, начальник колонны кондукторов ОАО "Автобусный парк":

Методов воздействия на безбилетных немного: предложить купить билет, или, если он откажется, попросить покинуть салон. Если рядом вы проезжаете пост ГАИ, то можно обратиться с просьбой задержать безбилетного, либо сдать его полиции самостоятельно, но ни в коем случае до последнего не ругаться с нарушителем, это непродуктивно.

Сотрудники полиции фиксируют факт безбилетного проезда, выясняют личность "зайца", в дальнейшем дело передаётся в суд. Статья 327 Уголовного кодекса РФ за изготовление подделки устанавливает наказание в виде ограничения свободы на срок до 3 лет и др., а за использование заведомо подложного документа – штраф до 80 тысяч рублей, исправительные работы на срок до 2 лет либо арест на срок до 6 месяцев.

По результатам семинара было решено сделать ряд запросов в областной департамент труда и социальной защиты населения, департамент транспорта и дорожного хозяйства по вопросу оплаты проезда лицом, сопровождающим ребёнка-инвалида. Результатом учебной части семинара стал также ряд практических предложений кондукторов и контролёров для и ГОУП "Центральная диспетчерская служба общественного транспорта Новгородской области". Чтобы усложнить производство фальшивок и облегчить их распознавание, они попросили изменить голограмму проездного, проработать дизайн с крупными надписями даты и года, скорректировать дизайн пригородных и городских билетов так, чтобы они сильно отличались друг от друга. А пока транспортники напоминают: согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 с ред., пассажир-льготник вместе с документом, удостоверяющим право на льготный проезд, обязан предъявлять документ, удостоверяющий личность. Без этого "тандема" документов пассажир признаётся безбилетным и передаётся кондуктором и водителем автобуса или троллейбуса в руки наряда патрульно-постовой службы.

Фото Елены Михайловой