В эти выходные на картодроме «Юрьево» проходит одно из самых зрелищных мероприятий Великого Новгорода – фестиваль «AUTOSATION-2018». Гостей праздника ожидали два дня драйва под грохот саундбуферов, рёв моторов и вид горящей на трассе резины. В программе фестиваля соревнования по дрифту, выставка автомобилей, показательные выступления по автозвуку, мото-шоу и многое другое.

Организаторы фестиваля – инициативная группа из Великого Новгорода. Кстати, именно в нашем городе «AUTOSATION-2018» появился четыре года назад.

Начинали всё это делать, − рассказывает Дмитрий Фёдоров, организатор фестиваля, − ещё на площадке около драмтеатра. Сейчас даже вспоминать смешно, потому что не было никаких соображений безопасности. Как нас не прикрыли тогда, я не понимаю. А вообще один из самых главных организаторов наших, который всех взбаламутил – Алексей Михайлишин – собрал нас и говорит: «Ребята, я ездил в Питер на автошоу. Это было очень круто, давайте попробуем сделать у нас». Мы попробовали. Собрались, пригласили ребят из Питера – это был первый год у драмтеатра. Потом переехали сюда, на картодром.

Теперь фестиваль существует уже четвёртый год, и с каждым разом, как отмечают организаторы, становится все масштабнее. Конечно, безопасность на уровне, да и мероприятие уже давно стало официальным: постановление от администрации Великого Новгорода и помощь комитета культуры и молодежной политики Великого Новгорода – обязательные этапы подготовки. Следят за ним и сотрудники ГИБДД.

Кстати, сразу оговоримся – уличные гонщики, которых новгородцы порой встречают на парковках, к настоящим дрифтерам отношения не имеют.

Как говориться «в семье не без урода», − объясняет Дмитрий. − Люди, к которым нас пытаются приравнять – те, кто может покрутить «пятаки» возле «Мармелада», например – они дальше этого не идут. Они не придут сюда, потому что боятся. Они ничего не могут показать, это просто ребячество.

Для самих же участников, фестиваль – не только соревнования, но и возможность пообщаться. И расстояния не помеха. В этом году на картодроме собрались ребята из Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы, Владимира. В прошлые годы участники приезжали даже из Эстонии и Белоруссии.

Для них это хобби, это вообще вся жизнь, − поясняет Дмитрий Фёдоров. – Дрифт − это огроменная субкультура и очень дорогое занятие. Так что ребята – просто фанаты этого дела.

Кстати, о соревновании. В рамках фестиваля проходит этап чемпионата по дрифту «Free Drift Sassion», который уже порядка пяти лет в Северо-Западном федеральном округе проводит команда из Санкт-Петербурга «DRIFT MATSURI SPB». Победителей ожидают кубки и подарки от спонсоров.

Главная задача участников – выполнить техническое задание, которое подготовили судьи. На этот раз: постановка зоны инициации дрифта. Как пояснили нам участники, когда машину начинает сносить с задней оси, она «проваливается» в угол. Вот в него и нужно «провалиться» в определенной технике. Это так называемый «флай», элемент, который позволяет, не используя ручника, избыточным газом или добавлением разжатого сцепления запустить машину в занос при очень большом ускорении. Если объяснять просто, нужно пройти траекторию по обозначенным на трассе клипперам (оранжевые конусы – Ред.).

Как поясняют организаторы, это полупрофессиональный чемпионат, в котором любителям дрифта проще принять участие. Для профессиональных соревнований необходимо иметь определённым образом подготовленный автомобиль, что далеко не все водители могут себе позволить. Дорого. Здесь же можно собрать машину своими силами, конечно, соблюдая требования безопасности. Кстати, перед заездом каждый автомобиль проходит технический контроль и получает специальную наклейку, без которой на трассу его не выпустят.

Вообще, автомобиль для дрифта достоин отдельного внимания. О его особенностях нам рассказал участник соревнований Станислав из команды «Двадцать пятый штат». Он же, кстати, участник команды «DRIFT MATSURI SPB».

Основные требования: задний привод, жёсткая подвеска и амортизаторы, которые держат колесо на дороге без отрывания «пятна контакта». Также подвеска в передней части машины должна давать возможность выворачивать колесо в больший угол, чем у «гражданской машины». Что же касается мощности – то тут полный простор для фантазии.

Можно начать, купив обычный классический «жигуль» с задним приводом, − рассказывает Станислав. − Что же касается моей машины, то процентов на 70 – это заводской автомобиль, но в определённых узлах она доработана: по охлаждению, по турбинам, по подвеске, по рычагам. То есть, тут нет такого, что кусок автомобиля отпилили, а другой вставили.

Но собрать машину – полбеды. Значительная проблема – доставить ее на место соревнований. Своим ходом нельзя – будет большой износ автомобиля, да и внимания со стороны ГИБДД не избежать – слишком много доработок в заводской конструкции. Так что путешествуют дрифт-кары в прицепах или автовозах.

В чём же цель дрифта: как можно быстрее пройти поворот, или как можно дольше в нем оставаться?

Попросту если сказать, ни то, ни другое, − отвечает Станислав. − Здесь важен угол и траектория. Если судьей задается определённая траектория, и ты в ней можешь находиться с максимальным углом относительно вектора движения – соответственно, ты хороший пилот и мастер своего дела. Если ты не соблюдаешь траекторию, значит, ты не владеешь машиной, и нужно тренироваться. Всех ваших читателей я хотел бы призвать не бояться, пробовать. Сейчас такое время наступило, что можно всему учиться: есть доступная информация, есть школы, много видеоматериала.

Так что же такое дрифт, или как его называют в народе «управляемый занос»? И позёрство, и спорт, и стиль жизни – соглашается с нами Станислав. Только всё это идет в определенной хронологии.

Сначала мальчишкам нравится позёрствовать, они катаются по улицам, девчонок цепляют, − поясняет наш собеседник. − Потом у кого-то свербит настолько, что уже хочется не только выпендриваться, но еще и побеждать. И тогда рождаются чемпионы, которые едут в «DRIFT MATSURI SPB». Это первые двери, куда участник может заявиться, минимально подготовив технически свой автомобиль. Дальше, если сможет побеждать, и если бюджет позволяет он может выходить уже во всероссийский чемпионат.

И это уже на всю жизнь?

Ну, это на сколько нервов хватает. Потому что это только со стороны кажется весёлым, а за этим скрывается столько нервов, траты средств, семейного бюджета и времени! Одно за другое цепляется, утягивает и становится образом жизни.

Но для большинства российских дрифетров, дрифт – это хобби. В России этот вид спорта пока не позволяет зарабатывать на жизнь. Как отметили сами водители, 90-95% тех, кто в России себя считает дрифтером, катаются за свой счет. А удовольствие дорогое: одних только покрышек за день заезда в среднем уходит по 4-6 штук. Недаром же они так дымятся на трассе.

Фото автора