Если вы не из тех, кому повезло отправиться в отпуск, и проводите летние деньки на работе, предлагаем вам совершить маленькое путешествие. Оно займёт лишь несколько часов, но поможет вам не только насладиться красотой природы, но и по-новому взглянуть на, казалось бы, знакомую Новгородчину.

В рамках цикла материалов «По глубинке босиком» мы рассказываем о малоизвестных, но достойных внимания достопримечательностях нашей земли. Это не только актуальный нынче разговор о развитии внутреннего туризма, это рассказ о нашем прошлом, о тех местах и объектах, которыми мы можем гордиться и которые должны оберегать. Многие из этих мест нуждаются в заботе, защите от вандалов и разрушительного влияния времени. Все они достойны стать известными туристическими объектами.

Железнодорожный мост через реку Ярынья

Покинув усадьбу Заветное, мы с фотографом Светланой Смирновой и её сыном Александром отправились в другое интересное местечко. Благодаря тому, что мы ехали в предоставленном гостиницей «Садко» комфортабельном автомобиле, в пути нам удалось накрыть небольшой столик и перекусить.

Увидеть этот мост, пересекающий реку Ярынья, я мечтала уже давно. Каменная облицовка и классические арки разительно отличают его от современных переправ, он прячется в прибрежной листве и, как почти все герои спецпроекта «По глубинке босиком», незаслуженно обделён вниманием.

Возвели мост в 1914-1916 годах. История его строительства тесно связана с опорами незавершённого моста через Волхов у Рюрикова Городища. Предполагалось, что железные дороги Санкт-Петербург – Орел и Валдай – Нарва соединятся в Новгороде, пройдут общим участком два моста через Волхов и Мсту, и разойдутся после села Бронница. К слову, название улицы Орловская в Великом Новгороде отсылает именно к проекту первой дороги.

Мост через реку Ярынья является частью проекта второй, а точнее, линии Валдай - Крестцы. Известно, что последний товарный поезд прошел по ней в 2011 году, а пассажирский – в 1994. В эксплуатируемом состоянии находятся лишь первые 7 километров линии. Остальной участок дороги заброшен. Что же касается нашего моста, то по нему последний поезд прошёл в 2006 году. Кстати, есть на линии Валдай – Крестцы и еще один каменный мост. Он пересекает реку Холова рядом с деревней Переезд.

GJ5A1611

Этот маршрут подойдёт для тех, кто любит ходить пешком, но не слишком долго. Необходимо будет пройти около километра по шпалам, перед тем как сквозь листву покажутся рыжеватые перила. Еще несколько шагов – и вы незаметно оказываетесь прямо на мосту.

GJ5A1596

Забавно то, что когда читаешь описания моста, которые есть в сети, не бросается в глаза его высота – 18 метров, а ведь это уровень девятого этажа. И только оказавшись на месте, мы взглянули на бурлящую далеко внизу речку, стоящие на берегах деревья – далеко не у всех верхушки достают до моста. Признаюсь, после этого мы схватились за перила покрепче. Они, несмотря на свой не внушающий доверия вид, оказались вполне надёжными.

GJ5A1461

Спуститься к подножию опор мы смогли по довольно крутой тропинке. Можно также пройти к воде.

На камнях видна нумерация. Вероятно, материал предварительно вытёсывали и определяли нужный порядок. Удивительно, насколько основательно велась эта работа для объекта, построенного в военные годы. Сам же мост являет собой железобетонную контрукцию.

GJ5A1584

Сложно поверить, но такая красота находится не где-нибудь в Европе, а у нас, прямо под боком. То, что сто лет назад было построено из стратегических соображений, вполне могло бы стать видным туристическим объектом в наше время. Тем более, что наличие и пока еще неплохое состояние железной дороги позволяет пустить сюда экскурсионные поезда. Чем не ретро-маршрут? Вероятно, мост был бы также интересен экстремалам, увлекающимся банджи-джампингом.

Однако, пути всё же требуют за собой ухода. Кое-где между шпалами пробиваются молодые деревья. Постепенно осыпается облицовка с опор и грустно видеть следы костров на деревянных шпалах прямо на мосту.

3

Так как и усадьба Заветное, и мост находятся недалеко от посёлка Крестцы, эти объекты удобно посетить в ходе одной поездки. Итак, выехав из Великого Новгорода по направлению на Москву, проедьте ещё около 20 километров после посёлка Крестцы. Свернуть с трассы нужно будет налево на указатель к деревне Колокола. По грунтовой дороге проедьте еще три километра, пока она не пересечет железную дорогу. Здесь нужно оставить машину и пойти направо по шпалам – путь займёт около километра. Будьте осторожны: по дороге на мост попадаются змеи. Нам встретилась всего одна – она грелась на шпалах у куста малины.

Напомним, что отправить живописные фото и селфи вы можете, прямо не сходя с моста, если воспользуетесь мобильным интернетом от «МегаФона».

Кроме того, полезно занести в навигатор координаты: 58°8'22"N, 32°51'23"E.

GJ5A1470

Благодарим компанию «Мегафон» за качественную связь и гостиницу «Садко» за оказанную поддержку.

ЛОготип зеленый горизонтальный b2c 1

Логотип Садко

Фото Светланы Смирновой