Все чаще на практике мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам отказывают в удовлетворении наших требований, ссылаясь на разъяснения какого-либо министерства или ведомства. Что делать?

Разъяснения, письма, информации министерств и ведомств не являются нормативными правовыми актами и в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат обжалованию, так как не подлежат обязательному применению.

Но в то же время из самого текста большинства писем нередко следует, что утверждены они именно для использования, в частности, территориальными подразделениями соответствующего органа. Таким образом, эти акты опосредованно – через деятельность должностных лиц указанных органов – становятся обязательными для граждан или юридических лиц. Территориальные подразделения министерств и ведомств, куда мы обращаемся за предоставлением государственных услуг, руководствуются в своей деятельности письмами вышестоящих органов власти, что является в том числе их обязанностью.

В связи со сложившейся практикой правоприменения данных документов обращения в суд с заявлением о признании писем и иных актов разъяснительного характера министерств и ведомств недействующими стало нередким явлением в российской судебной практике.

Поскольку и в главе 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в главе 23 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации говорится об обжаловании именно нормативных актов, суды часто прекращают производство по делам об оспаривании таких актов на том основании, что они не являются нормативными и в принципе не могут оспариваться в суде.

Данная практика правоприменения и послужила причинной рассмотрения в Конституционном суде Российской Федерации дела о соответствии Конституции Российской Федерации положений Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», определяющего категории нормативных актов, дела об оспаривании которых Верховный суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции.

Эта норма закона была признана противоречащей Конституции Российской Федерации в той части, в какой допускает возможность отказа в рассмотрении Верховным судом Российской Федерации актов органов власти, содержащих разъяснения законодательства, только на основании их несоответствия формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 6-П).

  • С учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации в ряд федеральных законов были внесены изменения, которые вступили в силу с 17 марта 2016 года (Федеральные законы от 15 февраля 2016 года № 18-ФЗ и № 2-ФКЗ). 

Законами определен порядок оспаривания актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Соответствующие изменения внесены вКодекс административного судопроизводства Российской Федерации и в Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации. В кодексах указано на то, что при оспаривании актов нормативного характера суды должны учитывать их содержание, а не только форму, процедуру принятия и другие формальные признаки.

Документы, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, подлежат оспариванию в порядке административного судопроизводства.

Дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов подлежат рассмотрению в качестве суда первой инстанции Верховным судом Российской Федерации. Содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований будут рассматриваться областными судами.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании актов разъяснительного характера установлен аналогичный порядку рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Подать административный иск о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим сможет гражданин, в отношении которого этот акт применен, общественное объединение – в защиту прав, свобод и законных интересов всех своих членов, прокурор (в рамках своей компетенции), а также все остальные субъекты, которые вправе оспаривать нормативные акты.

Административный иск должен содержать сведения о нарушении прав или законных интересов истца, что он обладает нормативными свойствами и по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений. В противном случае суд откажет в принятии заявления.

При рассмотрении дела об оспаривании акта разъяснительного характера суд должен будет выяснить:

  • нарушает ли акт права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в интересах которого подан иск;

  • обладает ли акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;

  • соответствуют ли положения акта смыслу разъясняемых им норм законодательства.

Причем обязанность доказывания такого соответствия возлагается на орган (организацию или должностное лицо), принявший этот акт.

Решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части выносится судом, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

В отдельную категорию выделены дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Такие дела рассматриваются в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, судом по интеллектуальным правам.

Фото vsluh.ru