Наверное, многие зрители уже заметили, что в этом году в российский прокат вышли сразу две картины с похожим сюжетом – «Колетт» и «Жена». В обоих фильмах бездарные мужья ловко присваивают себе авторство книг талантливых жён. Сложно сказать, чем вызван интерес Голливуда именно к этой теме. Возможно, здесь кроется хороший потенциал для развития феминистической истории о становлении сильной женщины и отстаивании её прав и свобод, – одного из любимых сюжетов американского кинематографа.

Между тем «Колетт» нельзя назвать исключительно пропагандой феминизма. В первую очередь, это байопик об известной французской писательнице первой половины XX века Сидони-Габриэль Колетт, автора около 50 книг, члена Гонкуровской академии.

Сюжет новой картины Уоша Уэстморленда довольно линейный и простой. Юная Колетт (Кира Найтли) выходит замуж за светского повесу и писателя Вилли (Доминик Уэст) и переезжает в Париж. Как оказалось, за бездарного автора на самом деле пишут романы «литературные рабы». Вскоре таким «невольником» становится и его супруга. Вилли вовсю эксплуатирует талант жены, ставя на обложку свое имя. Колетт это мало смущает, ведь главное для неё – литература.

Еще до выхода фильма в широкий прокат критики начали обсуждать премьеру. И не только из-за французской писательницы-лесбиянки. Интересно же увидеть Киру Найтли после «Пиратов» в новом амплуа.

А посмотреть есть на что. Актриса играет вдохновенно, страстно, эмоционально, с огоньком в глазах. Ей к лицу красивые наряды, она старательно и умело передаёт взросление своей героини, тонкий переход от бело-розовой юности к зрелости. Но её страсть, на мой взгляд, несколько пасует перед харизмой Доминика Уэста, перетягивающего на себя всё внимание. Зритель с увлечением наблюдает за соревнованием таких ярких индивидуальностей. Между героями то и дело вспыхивают и гаснут искры страсти, сдобренные изрядным количеством юмора, что делает тандем Найтли-Уэст довольно удачным.

Режиссёр легко и быстро тасует факты биографии Колетт. Вот писательница влюблена в Вилли, а вот уже испытывает не менее страстные чувства к светской львице Георгии Рауль-Дуваль в исполнении Элинор Томлинсон, а затем к мужеподобной маркизе де Бельбёф (Денис Гоф).

Подобным поворотам сюжета современного зрителя не увидишь. Лесбийский поцелуй? Ну и что? От банальности сюжет спасает тонкая ирония. Откровенные сцены показаны намёками, легко и осторожно. Режиссёр хоть и обещает скандал, но на самом деле стремится от него убежать, обволакивая всё дымкой романтического флёра.

Поцелуй на сцене Мулен-Руж, публично оголенная грудь Колетт в то время были шоком для благонравной публики. Но на экране эпатаж Колетт кажется лишь игрой, искусным пиар-ходом, привлекающим внимание к ней самой и её книгам.

К слову, и сам фильм выглядит несколько театральным и наигранным. Если в первой части картины мы чувствуем почерк режиссёра, его иронию, то затем фильм скатывается в шаблонность и пафосность. Диалоги становятся плоскими и банальными, сами герои словно утрачивают индивидуальность, юмор сменяют лозунги. Кира Найтли, загадочная и непредсказуемая в начале, стала мне напоминать участницу митинга с революционных плакатов. Она много и яростно говорит, отчаянно жестикулирует, своей эмоциональной игрой стараясь отвлечь зрителя от провалов сюжета. Но картина холодеет на глазах.

Конечно, эпатажная биография Колетт – просто подарок для кинематографа. Женщина, не побоявшаяся сказать своё слово в литературе, развестись с мужем, открыто заявить о своей гомосексуальной связи, публично демонстрировать обнаженное тело. Здесь и скандал, и вызов, и феминизм. Фильм о такой личности должен быть шокирующий, зубастый, острый, как бритва – чуть дотронешься, сразу кровь.

Но фильм «Колетт» не кровоточит и не кусается. Скандал и эпатаж тонут в мягком мерцании свечей, роскошных нарядах и идиллических сценах в духе Джейн Остин. Ну ладно, переживём и без скандала. Но тогда надо бы раскрыть неординарную личность писательницы. Однако костюмированная мелодрама завораживает зрителя красивыми кадрами, иногда смешит, но скользит по поверхности, не заглядывая в глубину образа Колетт.

Решив вывести на экран скандал, режиссер идёт по протоптанной дорожке старых добрых классиков. Фильм замыкает нас в привычную канву противостояния замшелого, лживого светского общества и героя-бунтаря, готового разорвать оковы косности и вылететь на свободу. Общество, естественно, героя не понимает и осуждает, но герою на это плевать, он идёт напролом и сыпет лозунгами направо и налево.

Вообще в таком построении сюжета ничего плохого нет – он крепкий, надежный, но, увы, шаблонный. Хотелось бы чего-то нового, свежего. Резкого порыва ветра, какой была сама Колетт. Однако режиссёр решил не устраивать сквозняк в своём фильме, а все упорядочить, пригладить и упростить.

В итоге вместо серьёзных чувств мы видим лишь светские интрижки из «Аббатства Даунтон», вместо философии и мировоззрения – лозунги, как на первомайской демонстрации. Фильм тщательно сглаживает острые углы, обходит стороной сложные вопросы и потому не сильно выбивается из рядов многочисленных костюмированных мелодрам.

Кадр из фильма: kino-teatr.ru