Очередной материал рубрики «Простыми словами» касается актуальной для многих темы – управлении автомобилем в условиях зимы.

Зимнее вождение имеет много нюансов, связанных с изменившимся сцеплением с дорогой и езде по неоднородной поверхности, когда один ряд колёс может попасть в снег, тогда как другой оказывается на обледенении или на асфальте.

1
Зачем эти карточки?

Мы посчитали, что такой материал будет как никогда актуален сейчас, во время ежедневного изменения погоды. В понедельник днём после утреннего снегопада всё начало таять, прошёл дождь, а вечером уже всё замерзло. Сегодня, после холодных суток, вечером также ожидается потепление, а в выходные – новые морозы. В таких условиях, особенно когда коммунальные службы не успевают вовремя сделать свою работу, стоит быть готовым ко всему.

В целом, безопасно ездить зимой не так сложно. Важно соблюдать определённые принципы.

2
Что за принципы?

Тут всё просто. Главное – ездить плавно и аккуратно, без резких движений рулём и при нажатии на педали газа или тормоза. Кроме того, необходимо следить за потоком и стараться не выделяться из него, а также соблюдать достаточную дистанцию и быть предсказуемым. Это правило актуально круглый год, но особенно зимой.

Не забывайте и о том, что ваш автомобиль – источник повышенной опасности. Внимательно следите за тем, чтобы пешеход спереди не стал для вас неожиданностью. Зимой тормозной путь увеличивается, а наши переходы устроены таким образом, что не всегда можно заранее разглядеть человека. Поэтому разумным решением будет сбавить скорость перед зеброй вне зависимости от наличия на ней пешеходов.

Важно ещё следить за погодными условиями.

3
Как погодные условия влияют на движение автотранспорта?

Очень просто – уменьшают сцепление с дорогой, из-за чего машина теряет управляемость.

Зимой бывает несколько классических ситуаций: снег и снежная «каша», мокрый снег, гололед, колейность. Наверное, у каждого автомобилиста найдется свое мнение о том, какие погодные условия являются наименее комфортными, но все согласятся, что удобнее всего ездить по хорошо расчищенной ровной дороге в облачную, умеренно морозную погоду без осадков. А так называемые дни жестянщика случаются чаще всего, напротив, во время обильных осадков при нулевой температуре, когда дорожное покрытие наиболее скользкое. Особенно хрестоматиен пример прошедшей осени – как это ни смешно звучит, зима пришла внезапно, и многие автомобилисты не успели «переобуться».

4
Хорошо, это общие советы, как ездить, но как действовать при поворотах?

Как мы уже отметили в предыдущей карточке, главная проблема зимнего вождения — уменьшение сцепления с дорогой. Она особенно проявляется при поворотах.

Некоторые автолюбители привыкли проходить повороты на нейтральной передаче. Зимой это делать нежелательно, так как нейтральное положение коробки передач делает машину ещё менее управляемой при маневрах. Лучше вовремя притормозить и входить в поворот на соответствующей ситуации передаче. Переключаться следует после поворачивания.

Если машину заносит, ни в коем случае нельзя бросать управление. Педаль газа стоит отпустить и уменьшить угол поворота руля, чтобы позволить передним колесам зацепиться за дорогу. При возвращении управляемости поворот можно завершать, повернув руль, как того требует ситуация.

5
А что скажете по поводу торможения?

Торможение можно вызвать нажатием на соответствующую педаль или с помощью двигателя, сбавляя обороты и переключаясь на более низкие передачи. Второй способ больше подходит для зимы, так как снижает вероятность торможения «юзом», когда колеса не катятся, а скользят, что приводит к заносу.

В случае обычного торможения нажимать на педаль тормоза необходимо прерывисто, следя за тем, чтобы колеса продолжали катиться, или меняя степень давления ногой. Конечно, если на вашей машине установлена антиблокировочная система, всё становится проще – нажимайте на тормоз, основную работу система сделает за вас. Если, конечно, она исправна.

6
Как быть с быстрой ездой?

На высоких скоростях некоторые проблемы усугубляются. Крайне нежелательно допускать занос на быстром ходу, так как это чревато серьёзным ДТП или съездом в кювет. Однако если это всё же произошло, стоит вывернуть руль в сторону, противоположную заносу, если ориентироваться по переду машины, и аккуратно добавить газа. Резко тормозить в такой ситуации категорически не рекомендуется, это может только усугубить занос.

7
Слышал, что на заднеприводных автомобилях ездить зимой сложнее, это так?

Отчасти да. Машину с задним приводом сильнее заносит при резком ускорении или повороте, а в некоторых ситуациях – и при торможении, так как на ведущие, в данном случае задние, колеса нагрузки распределяется меньше, чем при переднеприводной компоновке. Тем не менее, у заднего привода есть свои любители.

Если в не уверены в своих силах, имеет смысл отложить поездку для более благоприятных условий и воспользоваться общественным транспортом.