На минувшей неделе федеральные СМИ сообщили, что банки стали требовать от клиентов обоснований экономического смысла операций на небольшие суммы — в пределах 1 тысячи рублей. И, если граждане отказываются предоставить кредитной организации документы, объясняющие эти транзакции, их карту или счёт могут заблокировать. С такой проблемой столкнулись клиенты Бинбанка, Тинькофф-банка и Сбербанка.

Были ли такие случаи в Новгородской области и на что имеют право банки и их клиенты, сетевому изданию «ВНовгороде.ру» уже рассказывал управляющий Отделением по Новгородской области СЗГУ Банка России Сергей Левчаков. Сегодня мы продолжаем разговор и даём ответы простыми словами на сложные вопросы о блокировке банковских карт. 

1
Как избежать блокировки банковской карты?

В первую очередь, стоит понять, что цель закона о противодействии хищению денежных средств, вступившего в силу в сентябре этого года - уменьшить объем воровства со счетов граждан. Федеральная норма отныне обязывает банки оценивать риски несанкционированных платежей по картам и счетам и блокировать эти инструменты в случае подозрений. Для понимания, только в 2017 году мошенники «увели» у физических лиц 1 миллиард рублей. Мошенники не дремлют и изобретают все более изощренные способы «отъема денег у населения». И хотя суммы киберхищений благодаря работе Центрального банка, самих коммерческих банков и правоохранителей сокращаются, полностью обезопасить счета и вклады пока не удается.

2
Какие операции могут вызвать вопросы у служб финмониторинга банков?

ЦБ предписал банкам приостанавливать все нетипичные операции, но банки сами определяют, какие платежи считать нетипичными для клиента. Вот примеры, какие именно транзакции могут показаться банкам подозрительными:

- деньги переводятся со счета или на счет, который попал в базу Банка России, как мошеннический. Доступ к этой информации имеют все коммерческие банки;

- клиент обычно переводит деньги в выходные дни, но тут перевод делается ночью в будни; перевод необычно крупной суммы для клиента; платежи идут подряд один за другим; платеж с вашей карты совершается из другого города или даже страны;

- частые переводы на ваш счет от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на сотни тысяч рублей в месяц;

- регулярные поступления от граждан или фирм без открытия счета через электронные кошельки и платежные системы.

Механизм защиты денег на счетах определяют сами банки, необязательно это будет именно блокировка.

Вряд ли системы безопасности банков будут обращать внимание на мелкие суммы и блокировать карту клиента, теряя его лояльность. Речь идет о транзакциях на сотни тысяч рублей и выше. Например, с 2001 года в России действует Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым обязательному контролю со стороны банка подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей».

3
Как избежать неоправданной блокировки карты

Предупредить банк о возможных изменениях – например, о том, что собираетесь расплачиваться картой за границей или намерены сделать крупные по сравнению с обычными расходами покупки.

4
Если карту заблокировали из-за перевода

Итак, банк выполнил требования закона и приостановил подозрительную операцию - на срок до двух дней. Сразу после этого сотрудники банка связываются с клиентом по телефону или электронной почте и просят подтвердить перевод. Если владелец счета подтверждает операцию, банк тут же разблокирует карту и осуществит платеж. Если выяснится, что деньги пытаются вывести мошенники, банк отменит операцию и предложит клиенту перевыпуск карты. Если в течение двух дней клиент ничего не сообщит, банк автоматически снимает блокировку и платеж проходит.

5
Что банк может потребовать у клиента, если сомневается в законности платежей

На сегодня закон не регулирует перечень подобных документов и сведений, и каждый банк устанавливают их самостоятельно.

При поступлении необычно крупной суммы на ваш счет будьте готовы прийти в банк и предъявить документы, подтверждающие законность происхождения этих денег. Подтверждением также может служить договор о продаже недвижимости или выполнении работ. Если действия банка вас не устраивают, то вы можете обратиться в суд. 

В связи с принятием закона о противодействии хищению денежных средств участились случаи мошенничества с банковскими картами. Владельцу карты приходит смс-сообщение или электронное письмо примерно такого содержания: «в рамках Закона от 27.06.18 № 167 ФЗ ваша карта заблокирована, подтвердите последнюю операцию по е-mail или по телефону». Если человек звонит или пишет по указанному телефону или адресу, с ним связывается фальшивый сотрудник службы безопасности банка и просит назвать ему фамилию и инициалы, номер карты, пин-код или CVV-код. Затем мошенник говорит, что для отмены блокировки карты необходимо сообщить пароль, который придет на телефон в смс-сообщении. На самом деле это пароль для регистрации в онлайн-банке или для перевода средств другому лицу. Как только человек сообщает пароль, все деньги с его счета списываются.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно внимательно изучить, с какого номера или электронного адреса поступило сообщение. Если это не тот номер или адрес, с которого вам раньше поступали сообщения от банка, это мошенники. Получив такое сообщение, нужно сразу же позвонить в банк и все выяснить. Но звонить нужно не по тому телефону, который указан в сообщении, а по тому, который значится на оборотной стороне карты или в договоре с банком. С жалобой на неправомерную блокировку или мошенничество можно обратиться в Банк России по телефону 8-800-300-3000, через интернет-приемную, расположенную на сайте регулятора cbr.ru, или по почте: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016.