С чего всё началось ?

Всё больше рыбаков-любителей замечает ухудшение состава своих уловов в динамике нескольких последних лет. То есть рыбу, представляющую ценность, таких видов как судак, щука, лещ и сиг (этого вида практически вообще не стало) стало поймать гораздо сложнее, в основном, в уловах малоценная мелочь (плотва, сопа, окунь и подобное).

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание приглашает к диалогу по поднятой теме все заинтересованные стороны.

Фото: pixabay

1
В чём причина?

Причину проблемы некоторые увидели в промысловом лове на озере Ильмень, ведь за последние 10 лет промыслу всё только разрешали, не ставя вообще никаких запретов, в том числе и на периоды лова. Промысловый лов на Ильмене разрешён к тому же и в нерест (период естественного восстановления рыбы, а именно с 5 апреля по 1 июня), при том, что любительский лов в это же время запрещён по ряду представляющих ценность видов (аналог нулевого прилова на ценные виды, действующий в ряде регионов РФ), кроме того, в ряде регионов РФ действует также полный запрет на промлов в период нереста, что вполне оправданно с научной точки зрения и здравым смыслом.

2
Какие последовали действия и к чему это привело?

Весной 2015 года новгородцы решили выйти на митинг с требованием полного запрета промыслового лова в период нереста. На митинг планировалось собрать большое количество людей со всего региона, порядка 600 человек. Но в итоге митинг так и не состоялся. Тогда, как утверждают организаторы, чиновники ответственных ведомств пошли на хитрость: провели встречу с организаторами мероприятия и в присутствии прессы пообещали решить проблему. Однако обещание не было выполнено. Итогом стал запрет на постановку ставных сетей в Ильмене в период нереста, но их удачно заменили увеличением числа мереж и таким образом, на промысловых уловах введение запрета никак не сказалось.

В августе 2016 года началась серия митингов «в защиту озера Ильмень». На данный момент их состоялось уже 8. Год назад первоначальным требованием был полный запрет на промысловый лов в период нереста.

3
Как развивалась борьба и почему так всё затянулось ?

С самого начала проведения акций протеста против промыслового лова в период нереста любителям (по их многочисленным высказываниям в местных СМИ) противодействовали профильные ведомства правительства Новгородской области и представители промыслового лобби. А выражалось оно в следующем: на совещаниях, проводимых по поднимаемым ими вопросам шло забалтывание и попытки увода в сторону от решения вопроса по существу, происходило затягивание времени и разного рода информационные вбросы в СМИ. С одной лишь целью – свести на нет желание людей выходить на митинги и оставить всё, как есть. Распускались разного рода слухи, в том числе и в прессе, о заказном характере митингов и о том, что якобы рыбаки-любители пытаются разорить промысел.

4
Чего удалось добиться?

Любители пошли на здравый компромисс с представителями промысла и как альтернативу полному запрету на промысловый лов в период нереста приняли следующий вариант: «установить 0 % прилова на представляющие ценности виды, в нашем случае, по судаку и щуке, а также ввести полный запрет на постановку сетей в малых водоёмах по всей области». В результате предложения любителей были одобрены учёным советом ФГБНУ ГосНИОРХ в Санкт-Петербурге и затем утверждены во ВНИРО ( научный институт в Москве, отвечающий за внесение изменений в правила рыболовства). Далее предложения были направлены в Минсельхоз для прохождения общественного обсуждения в течение месяца. После чего вновь возвращены Новгородскому отделению ГосНИОРХ для обработки поступивших замечаний и уже направления на окончательное утверждение вносимых изменений в правила рыболовства.

5
Что в итоге?

В итоге, из-за многочисленных жалоб представителей НП «Новгородские рыбопромышленники», работа по введению 0 % прилова по судаку и щуке находится на доработке до сентября. Работа же по запрету на постановку сетей в малых водоёмах области направлена на утверждение в урезанном виде новым ИО директора Новгородского отделения ГосНИОРХ.

6
Каков итог. Что предлагают любители и что отвечают им?

Предложения по установлению ограничений для пром лова в нерест представители НП промысловиков отвечают – « при 0% мы не сможем соблюдать правила и выпускать рыбу, кроме того, введения 0 % не имеет смысла, так как прилов промысла по представляющим ценность видам не превышает допустимые сейчас 15%». Однако такие нормативы успешно действует и применяется в целом ряде регионов РФ, в том числе в соседней Ленинградской области:  промыслу в период нереста разрешено ловить только мережами – это щадящее орудие лова, в котором рыба не гибнет и из которого не составляет труда её выпускать. Что касается небольшой цифры прилова – это всё равно ущерб наносимый данным видам, кроме того подсчитать реальный % прилова физически невозможно. Потому нужен именно 0%. Тем более вызывают удивление возражения промысла – ведь их законный улов по данным видам незначителен и потом серьёзных потерь отрасль не понесёт.

Существуют и другие проблемы. Например, браконьерский улов сетями и каждую весну общественность совместно с рыбоохраной снимает сотни сетей (в 2017 – более 1000 незаконно установленных орудий лова было изъято из водоёмов области).

Кроме того, в области отсутствуют специально оборудованные и утверждённые в конкретных местах пункты приёмки уловов (пример – всё та же Ленобласть) и, как следствие, – отсутствие возможности чёткого контроля за процессом реализации уловов.

В результате предлагается установить 0% прилова на представляющие ценность виды и организовать приёмки для контроля уловов на озере Ильмень, что позволит увеличить налоговые поступления в региональный бюджет, сократит число потенциально опасной «неучтёнки» на рынках, а также способствует восстановлению популяций представляющих ценность видов,  а значит улучшит потенциал для развития рыболовного туризма в области.  

7
Митинги продолжатся?

Для выражения общественного мнения рыбаки-любители планируют снова выйти на митинги «в защиту озера Ильмень» в Великом Новгороде в августе, поскольку не уверены в изменении региональной внутренней политики и в том, что власти пойдут на диалог с обществом.