Сторонники отмены прямых выборов глав городов и муниципальных районов, как правило, аргументируют свою позицию так: конкурс позволяет выбрать профессионалов. Так ли это? В Новгородской области по новой системе конкурсных процедур избраны 11 глав районов. Обращает на себя внимание тот факт, что за редким исключением, все эти люди рекрутированы из местных органов власти либо бюджетных учреждений. Насколько выхолощено муниципальное управление в Новгородской области, мы все прекрасно понимаем. Поэтому представляется излишне самонадеянным ожидать прорыва от людей, которые большую часть жизни отработали в логике «Я – начальник, ты – дурак».

Я присутствовала на конкурсе по отбору кандидатов на должность Главы Старорусского района, он оставил гнетущее чувство предрешенности. Не ошибусь, если скажу, что по тем же лекалам проходили конкурсы и в других муниципалитетах. Лояльность, управляемость кандидата, его встроенность в «митинскую вертикаль», очевидно, имели для членов комиссии куда больший вес, чем профессионализм, качество программ и умение взаимодействовать с гражданским обществом. Неслучайно через полгода между Главой района Бордовским и защитниками исторического наследия Старой Руссы вспыхнул конфликт на почве пренебрежения общественным мнением при выборе места установки стелы «Город воинской славы». И, действительно, зачем Главе района прислушиваться к людям, если его выбирали не они?

2 марта пройдет конкурс на должность Главы Боровичского района. Источники, близкие к Правительству области, в числе главных претендентов, называют фамилии Главы района Марины Костюхиной, её бывшего заместителя по земельно-имущественным вопросам Виктора Корленкова и бывшего руководителя информационной службы губернатора Митина, петербуржца Бориса Островского. Один из претендентов Виктор Корленков публично бахвалился, что вёл консультации с областными чиновниками, и его участие в конкурсе согласовано в правительстве. Надо ли говорить, что консультации в принципе не предусмотрены конкурсной документацией, а их проведение с одним из кандидатов сигнализирует о том, что результат конкурса, как и в Старой Руссе, определён заранее. Все перечисленные кандидаты вполне соответствовали митинским представлениям о Главе района, как о приводном ремне для реализации губернаторской политики на местах. Большего от них не требовалось.

Будет ли продолжена сформировавшаяся при Сергее Митине практика отбора верноподанных или возобладают установки врио губернатора Андрея Никитина на профессионализм, эффективность и честность? Если второе, то «боровичские фавориты» сразу переходят в разряд аутсайдеров.

В Боровичах многие критикуют Марину Костюхину за дилетантский подход к решению проблем ЖКХ, благоустройства, транспорта, содержания и ремонта дорог. За 5 лет боровичане не увидели никаких качественных улучшений. Вместо эффективного управления Глава погрузилась в конфликты с предпринимательским сообществом, которое публично выражает ей недоверие, устроила «коммунальщину» в собственной администрации. В конце прошлого года разразился скандал, когда администрация подала иск в суд на Марину Костюхину о взыскании в бюджет арендной платы за землю. Служебные обязанности Главы Боровичского района по наполнению доходной части бюджета вступили в противоречие с личными интересами Марины Костюхиной и её семьи, как собственников и арендаторов коммерческой недвижимости. Возникший конфликт интересов Главой был решён в пользу личного кошелька.

Все же будет неправильным все грехи администрации сваливать только на Марину Костюхину. Её бывший заместитель Виктор Корленков несёт ответственность за систему преференций отдельным хозяйствующим субъектам по уплате арендных платежей, когда в бюджет не поступали миллионы рублей. Картину злоупотреблений дополняют легализация самовольных построек, незаконное выделение земельных участков, многочисленные нарушения прав граждан. Что за этим стоит непрофессионализм господина Корленкова или коррупция, или то и другое вместе, разбираться правоохранительным органам. Думается, что этическим стандартам, заявленным новым руководителем региона, ни Костюхина, ни Корленков не соответствуют.

В любой демократической стране существует институт репутации. Чиновник, уличенный или подозреваемый в злоупотреблениях, под давлением общества вынужден подавать в отставку. Посмотрите, какой обструкции французского общества подвергнут кандидат в президенты Франсуа Фийон за фиктивное трудоустройство своей жены. Совершенно полярную ситуацию мы наблюдаем в Боровичах, когда проштрафившиеся чиновники не только не подают в отставку, а пытаются с «чёрного входа» снова зайти во власть. 

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Приглашаем все заинтересованные стороны к конструктивному диалогу, готовы предоставить площадку для высказываний.