10 декабря Думе Великого Новгорода не хватило голосов, чтобы отправить главу города Юрия Бобрышева в отставку во второй раз. В тот же день мэр собрал брифинг, где заявил, что готов к сотрудничеству и совместной работе с гордумой и областной властью. Сетевое издание ВНовгороде.ру попросило оценить перспективы этого сотрудничества авторитетных новгородских экспертов.

Конфликт города с мэром обозначился уже весной 2011 года, за год до следующих выборов мэра в 2012 году. Устойчивый отрицательный рейтинг в общественном мнении города был объективным фактом и это был первый "звонок" мэру по итогам его первого срока, на старте которого Юрий Бобрышев набрал больше 76%. Второй "звонок" был зафиксирован результатами самих выборов в 2012 году. В то время на выборах Бобрышева поддерживал губернатор, администрации города и области. Результат - 38%, причем, 33% - это, так называемый, "управляемый" электорат, зависимый от административного ресурса. Только 5% -  это собственно симпатизирующие Бобрышеву жители областного центра. Такая "узкая" социальная база не могла обеспечить мэру легитимное управление. Городские конфликты в таких условия гарантировались. Третий "звонок" - конфликт городской Думы и собственно мэра.

Депутаты, в условиях сокращения ресурсов (Олимпиада, Украина, Крым, санкции, др.), теперь уже и при "негласной" поддержке губернатора и федерального центра, некстати инициирующего непопулярные меры в местном самоуправлении, пытались сподвигнуть мэра к поиску новых идей, смыслов, решений, но лидером изменений в городской среде Юрий Бобрышев стать не мог. Одновременно, из-за усложняющихся международных отношений, снижения уровня жизни горожан в городской среде росли критические настроения. По подсчетам российских социологов из-за чрезмерной нагрузки на местные бюджеты и доходы граждан уровень недоверия к органам власти поднялся до 50%. В таких условиях привлеченные мэром политтехнологи и энтузиасты (явно представители оппозиционно настроенных граждан) достаточно успешно начали создавать Юрию Бобрышеву имидж лидера оппозиции, борца за интересы горожан. С их "помощью" Бобрышев стал "искусственным" лидером, так как по образу жизни, опыту, образованию оппозиционером он быть не может. В настоящее время его рейтинг в городской среде составляет порядка 30%, при чем активного электората в составе симпатизирующих уже 15-20%. Это обстоятельство создает определенные "шумовые" эффекты в общественных реакциях, разночтения, ожидания. Дальнейшая неопределенность в городской среде никому на пользу не пойдет. Граждане, которые на мэра рассчитывают, не получат того, что ожидают, а мэр не станет выразителем их интересов.

Александр Жуковский, социолог, политолог 

За последний год мы наблюдали три публичных попытки отстранить мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева от должности. Это второй, так и не состоявшийся «неуд» в феврале. Майский «импичмент», оспоренный в суде. И наконец, последняя попытка, когда противники мэра в городской думе не смогли собрать голоса для квалифицированного большинства в 2/3. Кроме того, было несколько неофициальных попыток, о которых публика знает из оговорок участников конфликта. Так, сам Бобрышев говорил, что губернатор Митин предлагал ему уйти «по-хорошему». Во время вчерашнего заседания думы ее председатель Владимир Тимофеев сообщил, что предлагал Бобрышеву уйти вместе.

Эта история могла бы послужить основой для сюжета прекрасного драматического сериала в духе «Карточного Домика» или «Босса». С газировкой и поп-корном было бы крайне интересно наблюдать как Юрий Бобрышев раз за разом выходит сухим из воды. История об этаком хитроумном Одиссее наших дней. А с киношников, снимающих в коридорах городской администрации, можно было бы еще и денег взять, чтобы наполнить городскую казну.

К сожалению, вся эта история разворачивается не на экранах телевизора, а в реальной жизни. И в реальной жизни изрядную часть рабочего времени того же Тимофеева или губернатора Митина занимают мысли, как бы все-таки устранить с должности мэра. Сам Юрий Иванович вместо работы бродит по судам и думает о том, как ему удержаться на своем посту. Многие другие новгородские политики  и чиновники в это время заняты размышлениями, как сохранить в этом конфликте «вооруженный нейтралитет». В итоге, город остается без внимания: все ушли на войну друг с другом или попрятались в бомбоубежищах. Состояние конфликта, который начался задолго до этого года, не сказывается плодотворно на деятельности новгородских слуг народа.

Кейс Бобрышева, кроме того, крайне причудливо разделил новгородские политические элиты. Бобрышев - единорос, но его отставки требует большинство представителей этой партии в гордуме. В других фракциях тоже нет единства. Во время прошлой попытки импичмента коммунист Вадим Бериашвили голосовал против мнения своей партии за отставку Бобрышева, после чего, что называется, положил билет на стол и покинул стройные ряды городских депутатов. В этот раз голоса эсэров разделились строго 50/50: двое за отставку, двое против и одна представительница этой партии воздержалась. Однако, «дом, разделенный в самом себе, не устоит». Граждане выбирали депутатов не для того, чтобы они устраивали склоки между собой, а ради командной работы на благо этих самых граждан. Ну хотя бы в рамках своей фракции! Конфликт подрывает доверие новгородцев ко всей политической системе, сложившейся в городе, и это может самым неприятным образом сказаться на явке и рейтингах партий на грядущих выборах в Государственную и областную Думы. И тут уже неважно, кто победит в противостоянии мэра с городской думой и губернатором.

В общем, с этим конфликтом давно уже пора заканчивать. Он вредит всем: и губернатору, и мэру, и депутатам, и, в конечном счете, новгородцам и городу. 

Александр Антошин, политтехнолог, колумнист