О некоторых нюансах создания городской агломерации

В теоретической физике существует парадоксальное направление, которое, по мнению его адептов, ведёт к познанию тайны возникновения мира. Это теория струн. Большинство её не понимает, да даже и не знает о ней. Но энтузиасты считают, что она верна и гениальна.

Например, по теории струн наш мир состоит не из частиц (молекул, атомов, электронов и т.д.), а из вибрирующих струн энергии. Их длина умопомрачительно мала – 10–33 см, а толщины и массы у них вообще нет. И ещё струны эти существуют только в 10-мерном пространстве, которое замкнуто само на себя и нам недоступно. Однако есть мнение, что именно там «бестелесные» струны превращаются в материю…

Система гарантирует

Вспомнилось всё это, когда услышал о другой теории устройства новгородского мира – через агломерацию. Говорил об этом на заседании правительства Новгородской области, прошедшем 17 мая, конечно же, мэр Великого Новгорода.

Агломерация – это система межмуниципального сотрудничества, способствующая повышению эффективности использования земельных ресурсов, инженерной и транспортной инфраструктуры, конкурентоспособности экономики, эффективного предоставления муниципальных услуг, – объяснял г-н мэр. – Агломерационные связи позволят усилить эффект по основным направлениям развития как городского округа, так и муниципальных районов.

По словам Юрия Бобрышева, Великий Новгород и Новгородский район уже имеют прочные агломерационные связи, которые обусловлены соседством территорий, «массовыми трудовыми, учебными, бытовыми, культурными и рекреационными поездками», совместным использованием объектов коммунальной инфраструктуры. Однако необходимы: «координация территориального и инфраструктурного развития и непосредственное участие Великого Новгорода в согласовании архитектурных решений различных типов застройки прилегающих к городу территорий, а также определение направлений развития таких территорий».

Без всякой иронии, очень правильные слова. Тем более, что Владимир Путин ещё в 2012 году отметил в программной статье «О наших экономических задачах» («Ведомости» от 30 января 2012 г.), что «Расширение «агломерационного радиуса» наших городов в 1,5-2 раза увеличит доступную территорию в несколько раз. Это позволит значительно поднять и доходность пригородного сельского хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора». Поэтому президент уточнял: «Освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров». Но ведь Новгород для региона таковым и является!

Правда, посильно ли областной столице решение таких задач в условиях скудости бюджета? Или мэр считает, что, сложив городской бюджет с районным, получит ту самую «квантовую струну», которая преобразуется в новую «материю»? Или уверен в «безусловной поддержке Правительства Новгородской области с привлечением средств федерального бюджета»? Опытный управленец ловко обходит эти вопросы, но дает понять, что последнее весьма реально: «Мы готовы к активной работе по решению вопросов формирования необходимой нормативной и методической базы агломерационного межмуниципального взаимодействия в составе рабочей группы, утвержденной Указом Губернатора Новгородской области № 169 от 04.05.2018 г.».

Возможно, этот указ многое прояснил бы. Но ни на Официальном интернет-портале правовой информации, ни на сайте областного правительства его утром 29 мая все еще не было, хотя публикация должна произойти в течение пяти суток после подписания…

Три года без движения

Зато нашлось интервью генерального директора федерального Агентства по социально-экономическому развитию агломераций Юрия Кузнецова, датированное 18 апреля с.г..

Примерно три года назад группа экспертов Союза российских городов подготовила законопроект, который мы условно называем «Закон о развитии агломераций». Формально он называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях развития межмуниципального сотрудничества», – говорит г-н Кузнецов. – Основная идея в том, чтобы муниципалитеты могли решать некоторые проблемы совместно. Нужно снять ограничения при формировании имущества, предназначенного для реализации межмуниципальных проектов. Нужно предоставить муниципалитетам возможность объединять местные бюджеты, возможность реализовывать проекты, которые находятся на территории другого муниципального образования. Сегодня законодательство, в том числе Бюджетный кодекс, этого не позволяет.

Проще говоря, с тех пор, как в 2015 году Минэкономразвития РФ разработал план «Развитие городских агломераций в Российской Федерации» и одобрил его на заседании межведомственной рабочей группы 19 мая 2016 года, план этот (дорожная карта) продолжает оставаться проектом, не утвержденным Правительством РФ. И рабочая группа после 19.05.2016 г. более не собиралась*. То есть правовой статус агломераций и механизм регулирования не определены. Агломерации создаются на свой страх и риск. В основном – вокруг городов-миллионников.

Как-то мэр Москвы Сергей Собянин сказал, что столичная агломерация объединяет 30-35 млн. жителей. А на упомянутом заседании рабочей группы были названы всего пять из почти 30 агломераций, добившихся «высоких результатов». Это Барнаульская, Новосибирская, Самарско-Тольяттинская, Тульская и Челябинская.

Вместо эпилога

Кстати, проект «Дорожной карты формирования и развития агломерации для субъектов РФ» разработал и Российский институт градостроительства и инвестиционного развития (ОАО «Гипрогор»). По расчетам специалистов, цикл формирования агломерации – от принятия решения о начале работ до подписания договора о создании агломерации – составляет от 24 до 36 месяцев.

Так что спешить нам некуда. Давайте агломерировать (от лат. присоединять), но потщательнее, без фанатизма.

*Отмечу, что в декабре 2017 года комитет Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности провел «круглый стол» на тему «О проблемах законодательного регулирования городских агломераций». И по итогам создал… рабочую группу. 18 мая прошло очередное заседание группы. Говорилось, что предстоит большая и очень важная работа…