Громкий статус «общественно-государственной» организации без юридического подкрепления остаётся красивой вывеской, за которой остаются те же проблемы, с которыми некогда мощная советская структура ДОСААФ столкнулась при переходе к рынку. В результате, сегодня эта организация, выполняющая гособоронзаказ по подготовке призывников, обладает почти теми же правами, что и клуб любителей древностей. Во всяком случае так считает начальник Боровичской объединённой технической школы ДОСААФ России  Андрей Денисов:

У организаций ДОСААФ нет никаких льгот, в том числе налоговых. Простой пример: если раньше аренда территории обходилась нам в 130 тысяч рублей в год, то теперь, с пересмотром кадастровой стоимости земли должны заплатить более полумиллиона рублей.

Такая сумма, по его словам, для школы неподъёмна, да и бессмысленна. Эта земля не зарабатывает столько. По закону муниципалитеты могут идти навстречу некоммерческим организациям ДОСААФ, но отнюдь не обязаны этого делать. Поэтому все обращения и просьбы предоставить землю с коэффициентом 0,2 «то есть почти бесплатно», или хотя бы понизить его до разумных, не находят поддержки ни у боровичских законодателей, ни в администрации района. Между тем подготовка к службе в армии, как и военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, остаётся одной из задач муниципальных органов власти.

Однако, создается впечатление, что местные власти устранились от этой проблемы.

Встреча с начальником Боровичской объединённой технической школы ДОСААФ проходит на территории учебной базы организации. Несмотря на пережитые трудности, да и нынешние непростые времена им удалось сохранить и технику, и материально-техническую базу в действующем состоянии.

Конечно, помещения давно требуют хорошего ремонта, да и штат пришлось сократить более, чем на треть. Если раньше у нас работали более 40 человек, то сегодня все возложенные на организацию уставные обязанности выполняют семь специалистов. По-другому не выжить, – объясняет Андрей Денисов.

При этом ДОСААФ был и остаётся в подчинении Минобороны. Только в советские годы организации не приходилось переживать за финансирование, снабжение: техникой, бензином, обмундированием. Была подготовка, готовились кадры. Кстати, государственный заказ на подготовку допризывной молодёжи по учётным специальностям – водителей всех категорий, есть и сейчас. Из-за сокращения срока военной службы, оборонное общество в подготовке призывников по специальностям для армии и флота сегодня играет главную роль. 

Мы обязаны выполнять уставные задачи государственного масштаба, но при этом, по сути, предоставлены сами себе. Власти в правовом плане нам ничего не должны. Гранты нам не выделяют. Многие проблемы удаётся решить только за счёт отношений и оказания платных услуг. Без них мы рухнем. Заблуждается тот, кто думает о ДОСААФ, как о сверхприбыльном бизнесе.

По факту за каждого подготовленного водителя по линии ВУС Министерство обороны субсидирует лишь 50% от необходимой суммы. Поэтому держаться на плаву удаётся только за счёт частных клиентов, не скрывают в Боровичской объединенной технической школе. 

Автомобильная школа, созданная на нашей базе имеет собственный автодром, полностью отвечающий современным стандартам и требованиям. Благодаря этому наши выпускники значительно увереннее чувствуют себя при сдаче экзаменов в ГИБДД, – объясняет популярность автошколы ДОСААФ Андрей Денисов.

С удивлением узнаю, что на базе Боровичской объединенной технической школы ДОСААФ продолжает работать клуб радиолюбителей. Оказывается, и в наш век интернет-зависимости ещё остаются ребята, предпочитающие общаться «на одной волне» с такими же радиолюбителями – соотечественниками и со странами, находящимися на других континентах. Участники клуба изучают основы электроники и радиотехники, знакомятся на практике с правилами ведения радиообмена.

Сейчас целевое обучение проводится только для военных водителей. Но если у призывника есть спортивный разряд по радио, то почти наверняка его отправят служить по специальности, – рассказывает начальник школы. – Хотя сотовые телефоны последние годы существенно потеснили рации и телеграф, на энтузиазме поклонников радиосвязи это не отразилось. К тому же в Вооруженных силах от этих способов связи ещё не спешат отказываться, так же как и от азбуки Морзе, без которой на флоте никуда.

В помещении, где проходят занятия, есть стена особой гордости боровичских связистов – дипломы и кубки, завоеванные за время существования клуба.

Известный теперь уже и на международной арене боровичский мотоклуб «Вираж» тоже базируется на базе ДОСААФ. Кстати, история мотокросса Новгородской области берёт своё начало именно в Боровичах. В нашем городе в начале 60-х годов прошла первая гонка. В 80-е годы областная команда практически полностью состояла из боровичан, которые достойно отстаивали честь не только город, но и область на региональных соревнованиях. Сейчас интерес к мотоспорту вновь на высоте.

А вот не менее популярный авиационно-спортивный клуб, тоже существовавший при ДОСААФ, к сожалению, не выдержал давления неустойчивой экономики.

Грядущий 2017 год для одной из старейших военно-патриотических организаций страны – юбилейный. 27 января Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту отметит 90-летие. И пусть многое было потеряно,и сейчас ДОСААФ не хватает узнаваемости, но основа есть. И задача местных специалистов как раз в том, чтобы сохранить не только то, что осталось, но и вернуть былой статус организации. Для этого есть все предпосылки, а главное – опыт военно-патриотической работы по формированию граждан – патриотов и защитников нашего Отечества. 

Фото автора