На рабочем столе в дежурной части – средства связи: три телефонные линии, рация, факс, сотовый телефон. Здесь же установлены мониторы камеры наблюдения.

Раздаётся телефонный звонок.

– Дежурная часть. Майор Литвинович слушает…

Более 40 неспокойных звонков поступает в дежурную часть МОМВД «Боровичский» каждый день. Сюда стекается информация о серьезных ЧП, семейных стычках и ссорах с соседями. Тут же в срочном порядке принимают решение, стараясь раскрыть преступление по горячим следам.

Среагировать правильно и помочь – главные задачи оперативного дежурного, – поясняет начальник службы подполковник полиции Светлана Платошова. – Оперативный дежурный в первую очередь должен трезво оценить ситуацию, за считанные секунды определить, в каком состоянии пострадавший, успокоить его, получить необходимую информацию и начать действовать. 

О работе дежурной части полиции простой обыватель может судить либо по фрагментам из полицейских детективов, которые сейчас в несметном количестве идут на экранах ТВ, либо по своим представлениям. Представления сводятся к одному – если что-то случилось, можно позвонить на 02 и пожаловаться дежурному.

Плохо убирают снег, звонят в «дежурку», недовольны работой коммунальщиков – жалуются нам, сосед не убрал мусор с лестничной клетки, – снова вызывают дежурный наряд, – рассказывает Михаил Литвинович. – Тут был случай, когда женщина позвонила с сообщением, что у неё улетел попугай. И что, вы думаете, мы не поехали?

Полиция обязана реагировать на любое сообщение граждан. Люди обращаются разные, а выслушать нужно каждого, даже если они говорит полную ерунду.

Так что сами видите, что дежурный должен быть не только оперативным, ответственным, но и не плохим психологом, – знакомит с ньюансами службы Светлана Платошова. 

Это только на первый взгляд, кажется, что человек просто сидит и принимает заявления. На самом деле от его профессионализма во многом зависит, насколько оперативно будет раскрыто преступление.

Во время дежурных суток в наряд заступает следственно-оперативная группа, группа немедленного реагирования и патрули ППС и ДПС. К примеру, сообщают об аварии на дороге, сообщение регистрируют и передают его инспекторам ДПС. Поступает сообщение о «подозрительной личности в кафе» – на место выезжает патрульно-постовая служба. Вдруг этот человек находится в розыске. Также оперативники регистрируют сообщения от дежурных врачей районной больницы, куда обращаются за медицинской помощью пострадавшие.

Все звонки и разговоры записываются, — продолжает рассказывать Михаил Литвинович. — И запись ведётся с того момента, как раздаются первые гудки, а не с того, когда начинается разговор. Регистрируются сообщения в реальном времени в книге учёта, затем в электронном журнале.

Есть у оперативников и свои «постоянные клиенты». Случаются и хамские звонки: неприлично выражаются и бросают трубку, грозятся уволить всех со службы.

К таким заявлениям стараемся относиться с юмором. Хотя, если говорить серьёзно, то в последнее время количество фактов оскорблений и нападений на сотрудников полиции увеличилось в разы. Главная причина такого поведения – чрезмерное употребление алкоголя. Как правило, такие поступки, как впрочем, и другие противоправные действия люди совершают в нетрезвом виде. Потому в выходные и в праздники сообщений как минунимум на порядок больше. Новогодние каникулы – самое показательное тому подтверждение. В это время пульт дежурной части в буквальном смысле накаляется от звонков.

Они всегда на передовой. Круглые сутки. Оперативный дежурный и помощник оперативного дежурного. Это те, чей голос вы услышите, позвонив 02. Скорее всего, ваше сообщение будет далеко не первое за сутки. 40 звонков в день – это тот минимум, если дежурство выдалось удачным. И по каждому нужно принять решение. Так что простите дежурным их профессиональную безучастность в голосе, перетерпите необходимые уточняющие вопросы и не забудьте непременно поблагодарить.

Конечно, приятно, признаётся майор Литвинович. Приятно, если тебе сказали спасибо, ведь мы делаем свою работу.

Фото автора