Два дня, 1 и 2 ноября, в гостинице Парк-Инн совещались и обучались люди, причастные к туризму: чиновники, туроператоры, общественники, представители индустрии HoReCa. Хотя последних, впрочем, было немного. Мероприятие называлось Форум «Методы совершенствования туристического потенциала на межрегиональном уровне. Основы проектирования туристического продукта». Поскольку речь шла о межрегиональности, то присутствовали не только новгородцы, но и представители Псковской, Ленинградской и Тверской областей. Думали, играли, учились.

В первый день участники обсуждали актуальную ситуацию в туризме: понятно, что акцент сместился на туризм внутренний, но здесь дела совсем не радужные. Особенно в глубинке: даже если и есть, на что посмотреть, то это «что-то» ещё надо в порядок привести, обеспечить подъезд-выезд, инфраструктуру какую-никакую, рекламу… Труд титанический, но совершенно ясно, что даже самый уникальный турпродукт, до которого не добраться и о котором никто не знает, вряд ли будет востребован. Обсудили и модели потребления в туризме. Это, в общем-то, не ноу-хау, обыкновенный маркетинг и таргетирование, но, как говорится, повторение – мать учения. Потому участников учили анализировать конкурентов (здравствуй, Бостонская школа!), рассматривали специфику территориального маркетинга и территориального турпродукта (читай: провинциального), учили основам определения целевой аудитории и прочим премудростям.

Второй день был посвящён практике: проектированию конкретного туристического продукта, от планирования и создания цепочек поставок до выбора концептуально свежей идеи и до формирования команды. Были затронуты вопросы продвижения, продажи, взаимодействия с властями. Но магистральной темой однозначно следует признать разработку дорожной карты по взаимодействию четырёх регионов в формировании межрегионального маршрута (турпродуктов). 

По сути, этот форум – хороший практический семинар для четырёх регионов, которые участвуют в проекте Международного банка реконструкции и развития, - отметил председатель комитета по туризму Департамента культуры и туризма Новгородской области Евгений Родионов. – Проект ориентирован на восстановление объектов культурного наследия, у нас можно привести в пример Рюриково городище, Белую башню, Витославлицы; даются средства на поддержание музеев – в сферу интересов МБРР входят идеи, проекты, объекты… Теперь их надо вводить в туристический оборот.

По мнению участников, музей не должен оставаться только музеем – с помощью межрегиональных программ он превращается в некий островок, омываемый непрерывно двигающимся туристическим потоком, вписывается в целую систему туристических вех. Отметим, что проект действует до 2018 года: в Новгородской области в его рамках заявлено и одобрено 22 заявки, из них 5 проектов только готовятся к запуску в 2017 году.

Фото автора