В новгородской электронной библиотеке «Муравейник» – более двадцати разделов. Это и военная история, и природа, и искусство, и литература… А один из разделов называется «Космонавтика». Что странно, ибо где Новгородская область, а где, например, Байконур. И тем не менее – есть в новгородской истории моменты, непосредственно связанные с историей советской космонавтики и ракетостроения. А именно…

«Витя-крошка» из Боровичей и ракеты Королёва

Это был самый молчаливый и самый высокий конструктор знаменитого «Совета Главных» Сергея Королёва – учёного, открывшего для СССР и всей Земли дорогу в космос. За большой рост близкие друзья шутливо прозвали его «Витя-крошка». Виктор Иванович Кузнецов не обижался – несмотря на многочисленные высокие звания и награды, он был скромным и умел дружить.

Практически не снимавший любимую кожаную куртку, Виктор Иванович мало походил на гениального учёного-ракетчика. Однако его гироскопы были на всех ракетах Королёва, позволив изменить принцип управления. С гироприборами Кузнецова запускались первые советские крупные баллистические ракеты; отправлялись к Луне, Венере и Марсу межпланетные станции; выходили на орбиту космические станции серии «Салют» и «Мир». Они стояли на ракетах, «проводивших» в космос первый спутник земли и «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту…

А началось всё в небольшом городке Боровичи Новгородской губернии. Сюда в 20-е годы Витя Кузнецов переехал вместе с отцом – человеком энергичным, не любившим сидеть на одном месте. В Боровичах старший Кузнецов занялся промкооперацией, а сын поступил в школу. По её окончании, в 1930 году, Виктор пошёл работать помощником электромонтёра на местный комбинат «Красный керамик». Позже он вспоминал, что работали «в бедности», сами делали себе инструменты. Гордился тем, что сам смог «рассчитать трансформаторную подстанцию» – и она работала!

Среди монтёров с образованием в 3-4 класса Виктор, закончивший школу, считался почти учёным. Но именно там он понял – для того, чтобы что-то создавать, нужно учиться. И Виктор уехал в Ленинград, изучать особенности расчёта и конструкции летательных аппаратов. Тогда он ещё не знал, что это станет его судьбой и приведёт на космодром.

Но путь к космодрому был долгим. Сначала была работа для военно-морского флота – чтобы не покупать невероятно дорогие иностранные 80920164гироскопические приборы, Кузнецов создавал для наших кораблей свои, отечественные. Затем Великая Отечественная война. Для своей воюющей страны Виктор Иванович создаёт новый стабилизатор на танки – с ним на полном ходу танковые пушки попадали 9 раз из 10 (вместо прежнего 1 из 30); разрабатывает гироскопические системы, управляющие стрельбой на боевых кораблях. После окончания войны майору Кузнецову дают задание – изучить ракеты ФАУ-2. Во время полёта в Германию к нему подсаживается энергичный подполковник и, крепко пожимая руку, представляется – Сергей Королёв…

Виктор Иванович Кузнецов не забыл свою заводскую молодость. Он и его друг из Боровичей, Сергей Павлович Никитин, переписывались много лет. А в архиве Кузнецова бережно хранилось фото – где на столбе возле «Красного керамика» будущий создатель ракетно-космической техники, в монтажных когтях, чинит провода…

Почётный гражданин Старой Руссы и Звёздного городка

«В рубашке родился», – сказал ему хирург военного госпиталя в Крестцах. Военного лётчика, раненого в неравном воздушном бою, спасти удалось просто чудом – осколки фугасного снаряда частично остановили боевые ордена на груди и партбилет в кармане…

Этот бой над Демянском, в котором «Киттихаук» Николая Кузнецова атаковали шесть немецких истребителей Ме-109, был для лётчика не первым. Храбро и умело Николай воевал на Юго-Западном, Западном, Калининском и Ленинградском фронтах. А с 1943 года – Северо-Западный фронт, воздушные бои над Старой Руссой и Демянском. За один из них гвардии майор Кузнецов получил звание Героя Советского Союза.

Свои последние боевые вылеты Николай Фёдорович совершил над Берлином. Когда закончилась война, прославленный лётчик много учился, окончил Академию Генштаба. Несколько лет возглавлял Высшее Черниговское училище лётчиков. А в 60-е годы, во времена прорыва в космос и «золотое десятилетие» советской космонавтики, генерал-майор авиации и заслуженный военный лётчик СССР Николай Фёдорович Кузнецов стал начальником Центра подготовки космонавтов…

80920166

Николай Фёдорович очень любил Звёздный городок, где он долгие годы жил и работал. А ещё он любил приезжать в старорусские края, на место своего «второго рождения» – вспоминать военные годы, общаться с молодёжью. За боевые заслуги в годы войны и воспитательную работу с молодым поколением рушане в 1984 году присвоили Николаю Фёдоровичу Кузнецову звание Почётного гражданина Старой Руссы.

Защитник Новгорода, раскрывший двери для завоевания космоса

Она была и остаётся невероятно опасной – профессия лётчика-испытателя. Ими могут быть только лётчики экстра-класса, по крупицам отобранные из общей массы лётного состава. Даже сейчас в этой профессии остаётся большая доля риска, а сколько лётчиков погибло, испытывая новые машины на начальных этапах становления советской авиации и потом – в годы Великой Отечественной, во времена «космического прорыва». Многие блестящие лётные биографии заканчивались трагически, но лёётчики упрямо садились за штурвалы новых, неизвестных самолётов. Эта история – к сожалению, не исключение…

Юрий Гагарин однажды сказал, что без этого лётчика не состоялся бы первый полёт в космос. Именно он, гвардии капитан Григорий Бахчиванджи, испытывал БИ-1 – первый в СССР самолёт, имевший жидкостный ракетный двигатель. Первый полёт на БИ-1 состоялся 15 мая 1942 года. У всех, кто наблюдал это, замерло сердце – самолёт молниеносно оторвался от земли и скрылся. Только по пламени от двигателя можно было понять, где он…

На Урал, где проходили испытания первых реактивных самолётов, пилота-аса Бахчиванджи отозвали прямо с фронта – он воевал в составе 402-го истребительно-авиационного полка, прикрывая от немецкой авиации Новгород, Сольцы, Шимск и Старую Руссу. В новгородском небе Григорий Бахчиванджи совершил более 70 боевых вылетов – это были и разведка, и сопровождение бомбардировщиков, и штурмовка противника… Боевые заслуги капитана, бывшего до войны блестящим лётчиком-испытателем, а на фронте успешно сбивавшего вражеские самолёты, укрепили решение посадить его за штурвал БИ-1…

80920168Григорий Яковлевич Бахчиванджи погиб в марте 1943-го, во время очередного полёта на БИ-1. Но благодаря его труду, самоотверженности и готовности рисковать жизнью для процветания своей страны, в строй наших военно-воздушных сил встал реактивный самолёт, который проложил путь реактивной авиации и раскрыл двери для завоевания космоса…

***

Все эти истории – конечно, в более расширенном варианте, с файлами-приложениями – можно посмотреть на сайте новгородской электронной библиотеки «Муравейник», в разделе «Космонавтика».
В этом же разделе можно найти и романтичную страницу жизни новгородских Кречевиц, где в далёком 1958 году стоял истребительный полк. О том, как один молодой лётчик, который недавно женился, не смог оставаться вдали от любимой – и привез её сюда, на новгородскую землю.
О том, как она ехала с волнением – новая жизнь, новый город, муж, которого она будет провожать в полёты, в синее новгородское небо. О том, что вскоре после этого в космос полетит «Восток-2», и весь мир узнает имя этого лётчика – имя Космонавта № 2…