Ставить детские площадки с некоторых пор стало популярным у благотворителей: не такие уж большие деньги, а результат труда нагляден и будет служить как минимум одному поколению. Если постараться, и заказать площадку из антивандальных материалов, то она простоит ещё лет пятьдесят, и пять поколений детишек будут добрым словом вспоминать мецената. Да, в конце концов, его же дети в этом дворе и играют, а иногда и внуки. Благодаря такому энтузиазму, Великий Новгород прирос десятками детских площадок. Подключился и сам город, и управляющие компании, и неравнодушные жильцы. И всё бы хорошо, да только вот русский «авось» и «небось» подводят. В июле по всей России прошёл мониторинг детских площадок, инициированный Общероссийским народным фронтом. Шестнадцать пунктов для оценки – от близости канализационных люков до наличия мусора на площадке, от коррозии металлических элементов до чистоты песка в песочницах. На первый взгляд – мелочь, но, когда дошло до дела, оказалось: гордиться Великому Новгороду пока особенно и нечем.

На Старорусском бульваре при ближайшем рассмотрении прекрасной детской площадки оказалось, что это – «город в городе». Есть огороженный участок, принадлежащий частному детскому саду. Там и песочница закрывается, и песочек свежий, и всё покрашено-вымыто. Дети счастливы! За заборчиком – плебс. Двадцать одна (!) качель-качалка и только одна – обычная подвесная. Грязные пустые песочницы. Гнилое дерево, лужи и камни. Площадка для подвижных игр обнесена забором, как полагается, но сетка поломана, и если сквозь неё вдруг кто-то захочет протиснуться – останется без кожи: во все стороны торчат острые концы проволоки. Зачем на площадке двадцать одна качалка – загадка. Они стоят впритирку, окружают эти качалки, по большей части, бетон или тротуарная плитка. Неудобно и небезопасно. В новых дворах по Псковской ещё круче: от детской площадки до газового агрегата, который старший по дому назвал «газораспределительной станцией», всего пара метров. Сама площадка со всех сторон окружена уткнувшимися вплотную автомобилями, ничем не огорожена. А до проезжей части – рукой подать, и никаких тебе бордюров и поребриков. Меж тем, живут в этих новых домах молодые семьи с детьми, которых, конечно, беспокоят и микроскопические «наладонные» площадки для игры, и отсутствие ограждения, и запах газа, и, вообще, наличие газового оборудования, которое чисто символически ограждено заборчиком.

19 июля рабочая группа новгородского отделения ОНФ «Качество повседневной жизни» проинспектировала детские площадки во дворах Великого Новгорода. Участники рейда отметили, что мы сейчас все силы бросили на безопасность загородного отдыха, а что под носом у нас творится – не видим. На улице Октябрьской во дворе доме № 32 творится форменное безобразие, да не один год. Управляющая компания же и ухом не ведёт: жильцы заодно пожаловались активистам ОНФ на небелёные подъезды и кирпичи, которые падают людям на головы, отваливаясь от гнилых дымоходов. Что же касается детской площадки, то здесь идёт неравная борьба между идейными бабушками и бессовестными автомобилистами: последним, как оказалось, совершенно наплевать на детей как явление. Машины раскатали в чавкающую лужу уже треть площадки и пробираются все дальше.

210720161

Аргумент: на ней всё равно никто не играет. Но это неправда – несмотря на срезанные качели и украденный песок, бабушки, которым уже за 80-90 лет, все ещё продолжают подновлять советские ещё металлические качели, сажать деревья и цветы. И сюда всё ещё ходят играть дети. Площадка требует внимания, а дом, очевидно – смены управляющей компании, потому как такое отношение к безопасности детей ничем, кроме халатности назвать нельзя. По словам Тамары Кирилловны, главного борца за счастливое детство в этом дворе, техобслуживание единственных оставшихся качелей проводилось лет сорок назад. Вторые качели срезали и продали на металлолом.

210720162

И такая ситуация во множестве старых дворов. Не центра города, который показывают иностранцам, а чуть подальше: «хрущёвки» Западного, привокзальные старые дома. Гнилые щепки, грязь и ржавое рваное железо – это не то, чего заслуживают юные новгородцы, это описание постапокалиптического безрадостного будущего. По результатам мониторинга ОНФ отправит свои замечания новгородскому омбудсмену, законодательной и исполнительной городским властям, а также управляющим компаниям, на территории которых были замечены проблемные площадки.

Есть, конечно, и прекрасные примеры у которых стоило бы поучиться – например, двор дома 15 на улице Псковская. Здесь есть всё: от грифельной доски до каната, от качелей до чистого песка. «Пандуса для колясок не сделали», – жалуются мамочки. Но это меньшее из зол. Здесь всегда полно детей, и для каждого возраста есть своя зона. Есть, куда обратиться за опытом. Другой вопрос – а захотят ли это делать новгородские УК?