Праздник Победы в России постепенно обрастает коммерцией. На заправках продаются Георгиевские ленточки (которые оказываются, порой, в самых необычных местах) и патриотические наклейки на авто, ветеранам предлагаются скидки, собираются модные показы – примеров масса.

Вокруг этой ситуации уже несколько лет подряд ведутся жаркие споры. С одной стороны слышны крики «уберите руки от святого, не пятнайте память ветеранов!», а с другой – «у нас свобода самовыражения, как чтить предков – личное дело каждого».

Для первых одинаково неприемлемы и акции «отожмись за победу», «ветеранам – бесплатный маникюр», клумбы и кокошники в форме Георгиевской ленты. Патриотическое чувство сталкивается с попыткой самовыражения. Этот «творческий зуд» может вызывать отторжение, но он доказывает, что людям не всё равно.

Позиция «не тронь Победу» напоминает советскую традицию сделать из любого крупного праздника похороны – все движения выверены, всё по плану, гости пришли и ушли строевым шагом и хлопали по команде. Я утрирую, но, согласитесь, когда в празднике участвуют ветераны, это внутренне дисциплинирует. А что станет с праздником через 10-20 лет, когда не останется живых свидетелей, только архивы и память?

Из всех наших побед мы широко отмечаем только 9 мая. Советский период практически стёр воспоминания о Первой Мировой,  о войнах  Российской империи с Турцией, Персией, Швецией, Францией, Японией – о них помнят немногие. Забылись не только войны, но и потери, и мы понимаем, что с Великой Отечественной войной так не получится. Слишком крепко она отпечаталась в культурном коде и менталитете.

Празднование Победы, как любой из общественных институтов, станет устойчивым  только тогда, когда становится бессрочным и, как ни странно, перестанет зависеть от организаторов. А для этого должна быть устойчивость интереса - её подогревает, в том числе, и бизнес.

Сколько в России существует коммерция, столько идёт разговор о её социальной ответственности. И когда бизнесмен, влюблённый в своё дело, пытается сделать акцию для ветеранов в своей нише (ветераны весьма редкая целевая аудитория), в него летят обвинения в пиаре на ветеранах. Тут есть очень тонкая грань, и её надо понимать.

Не ругать же тех, кто делает таблички для акции «Бессмертный полк» и продаёт патриотическую символику. Есть запрос, и именно так он удовлетворяется в сегодняшнем обществе индивидуалистов. Люди помнят о предках и войне, в удобном формате: ленты, тематические футболки и прочее. Для кого-то подобное – «фи», для других – патриотизм в ногу со временем.

Кстати, «Бессмертный полк» – общероссийская гражданская инициатива «снизу». То есть она не была создана по запросу власти, а была придумана 4 года назад в Томске местными журналистами. В итоге сегодня, 9 мая, более миллиона человек в 40 странах мира участвуют в этой акции. Потомки держат в руках, как флаг, фотографии своих предков.

И вот такая многомиллионная человеческая сила показывает, что 9 мая – не только праздник, но и оружие мягкой геополитической силы.

Потому что память о предках, воевавших за мир во Второй мировой – невероятно объединяющая тема. Великая и вечная, в отличие от сегодняшних разногласий. И поэтому к акциям присоединяются в Италии, Испании, Франции и других странах.

Многие из россиян акции в честь Дня Победы открыто отвергают или молча не поддерживают. Их можно понять: у нас в традиции тихие поминки, сакральность Победы и память, которая не любит гласности и суеты. Поэтому для многих патриотические уличные акции сродни покойнику, которого выкопали и понесли в народ с улыбкой и песнями.

Если мы и дальше хотим, чтобы 9 мая не забывалось молодыми, нужно быть ближе к ним. Можно сколько угодно говорить пафосные речи о «подвигах вне времени», но нужно понимать, что каждое поколение неизбежно знает меньше предыдущего про своих предков. Нужно не просто показать портрет прадеда и рассказать о нём свои обрывочные воспоминания, а искать архивы в интернете, благо их сейчас огромное количество: podvignaroda.ru, obd-memorial.ru и другие.

И если ребёнок хочет распечатать портрет деда на футболке и сделать фото в Инстаграм, не стоит обвинять его в бездушности. В конце концов наши предки погибали за то, чтобы мы сами могли решить, как поступать и что делать.