Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения руководителя морского клуба в Новгороде капитана III ранга Михаила Александровича Балабана.

Столетию моряка посвящена статья журналиста Александра Власова в свежем номере «Новой Новгородской газеты». Приводим из неё некоторые фрагменты.

«Михаил Балабан родился 19 июля 1919 года в «сухопутном» Харькове, но морская романтика привела его летом 1937-го в Ленинград, в военно-морское училище связи имени Г.К. Орджоникидзе. После его расформирования продолжил учёбу в городе на Неве: в высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе.

Начало войны в июне 1941 года встретил на сторожевике «Пурга» во время летней мичманской стажировки, однако её пришлось прервать, так как новичка назначили командиром второй боевой, то есть артиллерийской части ставшего ему навсегда родным корабля. Михаил Балабан сразу же получил боевое крещение, отражая вместе с сослуживцами налёты немецкой авиации, к тому же в августе был легко ранен…

 ….В конце октября ... Михаил Балабан предстал перед: военным трибуналом Ленинградской военной флотилии, так как следствие обнаружило «халатное отношение к служебным обязанностям, выразившееся в раздутии каналов двух 45-мм пушек». Приговор вышел суровым: семь лет лишения свободы в одном из исправительно-трудовых лагерей, но, на счастье осуждённого, отбытие наказания перенесли на послевоенное время, ибо в 1941 году на Ладоге не хватало офицеров, и Михаил Балабан остался на «Пурге» в своей должности.

…Второе рождение Михаила Балабана пришлось на 1 сентября 1942 года, когда трём «Юнкерсам» удалось сбросить авиабомбу на палубу «Пурги», и в результате мощного взрыва сторожевик стремительно скрылся под водой, унеся жизни трети членов экипажа. Оставшихся в живых подняли из воды на борт находившейся рядом месту трагедии канонерской лодки «Нора», и среди них оказался тяжелораненный Михали Балабан.

Во время долгого и мучительного лечения самыми трудными выдались первые две недели: больной не мог говорить, потому что было трудно дышать, а два осколка навсегда остались в его лёгких.
Новым местом службы стала город Новая Ладога, где с мая по декабрь 1943 года довелось быть артиллеристом 2-го отдельного отряда бронекатеров Краснознамённой Ладожской военной флотилии, затем с берегов Волхова его направили в Кронштадт, где он встретил долгожданную Победу преподавателем специальных предметов в учебном отряде Краснознамённого Балтийского флота.

К тому времени обвинительный приговор, по сути, потерял свою силу, и в октябре 1946 года Михаил Балабан продолжил прерванную войной учёбу, стал слушателем Высших ордена Ленина специальных классов офицерского состава Военно-Морского флота СССР в Ленинграде. Спустя год вернулся в Кронштадт, где приступил к преподаванию в минно-торпедных классах.

В апреле 1949-го прибыл в Новгород, где его, фронтовика, с радушием приняли в морском клубе, и прежде чем стать его начальником в июне 1954 года, он пять лет командовал инструкторами.

В ту уже далёкую пору клуб был основным центром притяжения для большинства подростков, прежде всего, для подранков, чьё детство опалила 884-дневная оккупация Новгорода с августа 1941 года по январь 1944-го. Ещё бы: шлюпки, яхты, катера! Да ещё красавцы-пароходы «Всесоюзный староста Калинин» и «Усть-Луга»… Это же настоящее мужское ремесло! Тысячи ребят, надев тельняшки, получили превосходную закалку, нашли себе дело по душе, познали цену добросовестного и честного труда, в том числе благодаря Бате. Так, с уважением, они называли между собой своего главного наставника, с гордостью носившего ладно подогнанную с военной поры морскую форму. Украшенная внушительным рядом наград и кортиком на ремне, она скрывала раны, во множестве полученные в боях на Ладоге.

Михаил Александрович Балабан ушёл из жизни 15 августа 1982 года в 63-летнем возрасте: дало знать военное прошлое. Он оставил о себе добрую светлую память в сердцах многих новгородцев, по праву считающих послевоенный морской клуб ДОСААФ кузницей допризывной молодёжи, посвятившей себя во взрослой жизни морской службе.

Имя отважного моряка и талантливого педагога увековечено в названии теплохода, находящегося в распоряжении Морского клуба капитана Николая Варухина. Бывший учебный катер построили для нужд Военно-Морского флота СССР в 1975 году в польском Гданьске, и на «иностранце» проходили практику будущие офицеры-штурманы, а спустя два десятка лет его списали и доставили из Кронштадта в Новгород.

На переустройство судна потребовались немалые деньги, и щедрость проявил сын Михаила Балабана – Сергей, вернувшийся в родной город из Санкт-Петербурга, где у него был налажен бизнес, ради того, чтобы новый теплоход, названный в честь отца, приобрёл достойный вид.

В будущем году в музее «Дорога жизни», находящемся на западном берегу Ладоги, планируется открыть памятник в честь всех, кто воевал на этом озере, надёжно защищал юго-восточные подступы к осаждённому врагом Ленинграду и поддерживал связь с Большой землёй.

Основой новой ратной достопримечательности станут 600-килограммовый якорь и часть носа «Пурги», являвшуюся флагманом Краснознамённой Ладожской военной флотилии второго формирования. Они были подняты с 11-метровой глубины и на шестикилометровом удалении от берега в сентябре прошлого года при содействии Национального аварийно-спасательного агентства. Предполагается, что на памятнике будут выбиты имена членов экипажа сторожевика, в том числе командира БЧ-2 Михаила Балабана».