Каждый год третьего декабря во всём мире отмечается День инвалидов. Этой памятной датой Генеральная Ассамблея ООН, учредитель праздника, пытается привлечь внимание к жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество. Сетевое издание «ВНовгороде.ру» решило не оставаться в стороне и к этой дате подготовило специальный материал о том, как организуют свой досуг особенные новгородцы. Мы поговорили с несколькими педагогами и руководителями творческих студий, для которых работа с подобными ребятами – повседневность. Увлекательная, пусть и сложная, работа, и образ жизни. Для организации этой работы, как ни странно, понадобились в первую очередь не специальные адаптивные условия, а понимание, упорство и человечность.

Дуэт на равных

Наша первая собеседница, певица и преподаватель вокала Нелли Максимова, ещё недавно работала культорганизатором в Новгородском психоневрологическом интернате в Деревяницах. Её воспитанниками в медучреждении были люди разного возраста – от 25-летних парней до пенсионеров. Женщине удалось достучаться до каждого, хотя все они имеют какие-то проблемы со здоровьем. Некоторые ограничения не мешали самовыражаться, мало того – ставить спектакли и гастролировать по району.

Обстоятельства сложились так, что Нелли оставила эту работу. Сейчас у неё – своя вокальная студия, уже появились новые ученики, но всё-таки она очень скучает по своим подопечным из интерната.Теперь у преподавателя – два особенных ученика. Один их них – Саша Григорьев. Он, передвигаясь на коляске, играет в театре «Жест», путешествует с коллективом по стране, а два года назад запел. Недавно к нему присоединился Николай Беляев, он живёт в Новгородском Доме ветеранов.

Я осознанно пошла работать в интернат. Просто хотела заниматься своим любимым делом, до этого работала в детском саду, и когда ушла оттуда, то через знакомого в интернете нашла это объявление. Конечно, когда только пришла, в первый день, было очень страшно. Тогда я ещё как-то разграничивала их и себя. Мне казалось, что это какие-то другие люди. Но со временем поняла, что они абсолютно такие же.

Понемногу стали знакомиться, месяц-два притирались друг к другу. Сначала я пыталась вести себя с ними как с учениками, но потом поняла, что нужно быть на равных. Не умею и не хочу быть над учеником, такой советской системой «сказал – сделал». Я общалась с каждым так, как ему было удобно, на «ты» или на «вы» – неважно, кому как проще.

Люди ко мне ходили разные: самому молодому, Лёше, кажется, 25, но и за 60 были. Мы много чего делали, например, поставили мюзикл по сказке «Буратино». Такого в интернате ещё не было! Мюзикл получится замечательный, и очень жаль, что его, кажется, никто не снимал. Люди никогда не играли в постановках, а тут были и танцы, и песни, и вставные номера.

Их было трудно раскрутить на это действо: не то чтобы были какие-то комплексы, просто у них уже сложилось какое-то подозрение к «миру». Эмоциональная нагрузка очень большая. Мы разучивали песни, ездили с концертами к соседям-интернатам в Прошково, Добывалово, Шимск на прошлые новогодние праздники. Я и сейчас чувствую за них ответственность, я ведь их вела и хочу, чтоб они дальше росли и развивались. Ребята с интерната после моего увольнения хотели ко мне ездить, но так как почти все лишены дееспособности, их не выпускают по городу без сопровождения. А сопровождения нет. В интернате и сейчас есть культорганизатор, но она занимается с ребятами рукоделием, вышивкой, музыки теперь нет.

Cейчас из особенных учеников у меня только Саша, но он, кажется, устал. Мы только приехали с Липецка (с фестиваля спортивной песни, о котором «ВНовгороде.ру» также писал), потом был «Белый кит», на данный момент он пока не ходит. Хотя он много работал, вкладывался, ему это было интересно. Может быть, нужна передышка, плюс у них скоро выезд с «Жестом». Я его не дёргаю, оставила в покое. Взяла тайм аут, нужно подумать, остыть.

Со временем у меня сложились такие принципы: я отношусь к ним как к равным и хочу с их стороны такого же отношения. Например, что касается Саши, то сначала я часто слышала, как ему говорят: «Может, к тебе приехать?» Когда я осознала, что это человек, такой же как я, то это отошло на задний план и начала спрашивать: «Когда ты приедешь?». Иногда, возможно, им хочется снисхождения. Не всегда, но моменты бывают, когда слышишь: «Я устал, я не мог». С одной стороны, они не хотят жалости к себе, но с другой стороны равность иногда испытывают как давление для них. Нужно быть аккуратным.

Мне нравится заниматься с такими людьми. Они более цепкие. Люди, которые живут в привычных условиях, не привыкли бороться. Им нужен «пинок», понимание, что есть результат, и тогда они уже начинают стремиться к развитию. Редко бывает так, когда у человека у самого, без дополнительного «толчка», есть этот стержень. У людей с ограниченными возможностями здоровья это, видимо, врождённое. Если у такого есть желание и нет усталости, его катком не сдвинешь со своей цели. Хотя сейчас я с ними практически не занимаюсь, внутри есть какое-то предчувствие, что всё ещё впереди.

Танцуем вместе

Статья о досуге особенных людей была бы неполной без народного театра «Жест». Уже 32 года творческое объединение под руководством Надежды Назаровой показывает безграничные возможности настоящего искусства. В нём слабослышащие дети учатся петь, а ребята на колясках превращаются в изящных танцоров. Коллектив уникален ещё и тем, что в нём наравне занимаются как абсолютно здоровые дети, так и ребята с разными возможностями здоровья.

Этот творческий сезон у театра выдался особо урожайным: сначала – поездка в Витебск на международный фестиваль-конкурс «Славянский базар». Театр занял первое место по танцам на колясках, одна из участниц. Ксения Васильева, также стала третьей в вокальной номинации. Затем – совместный проект с московским театром «Круг», репетиции пластического спектакля «Сказка о царе Салтане» в Подмосковье. 5 сентября, в День Москвы, юные артисты показали результаты репетиций на открытой площадке города. Следом – фестиваль «Великая сила искусств» во Пскове. После этого ребята успели сыграть два спектакля в Новгороде и вновь уехать в столицу. Там они завоевали лауреатство на фестивале «Я – автор», выступили на гала-концерте в зале духовных собраний храма Христа Спасителя. На сегодняшний момент крайняя победа юных артистов – лауреатство второй степени на фестивале «Inclusive dance» в Москве. Согласитесь, что среди участников из 14 стран – это очень достойный результат! Впереди у ребят гастроли по по области, и, кажется, скучать им совсем некогда. И Надежда Назарова сознательно создаёт ребятам такой плотный график выступлений. Это стимулирует ребят тянуться к новой творческой планке, не стоять на месте.Даже если ты – в инвалидной коляске.

У нас занимаются абсолютно разные дети. На сегодняшний день мы – инклюзивный коллектив. Они приходят сюда по-разному, часто по цепочке: у кого-то уже танцуют братья-сёстры, кто-то просто хочет заниматься именно здесь. Часто приходят из второй школы, где я также работаю. Моя внучка выросла в коллективе. В нашем театре инклюзия уже 30 лет, сейчас оно тоже начинает активно развиваться в стране. У нас во дворце доступная среда, любой человек на коляске может приехать к нам, войти в зал и быть активным зрителем наших спектаклей.

Для меня нет различий между детьми, это очень естественное явление, я не делю их на больных и здоровых. Дети есть дети, они все одинаковые. Конечно, те, кто только начинают работать, пытаются себе это как-то объяснить, понять. Я думала так с самого начала. Знаете, первый наш состав 1984 года был полностью из глухих ребят, и тогда они потрясли меня больше, чем здоровые. Они были яркими, эмоциональными, безумно талантливыми, и я убеждена, что каждый человек талантлив. Просто взрослые об этом забывают, а ребёнка желательно не упустить. У наших детей нет никаких комплексов. Даже если они не уверены или ошибаются – они должны красиво ошибаться.

Сейчас в нашем театре занимается уже третье поколение артистов. Сначала мы были коллективом, где занимались только глухие. Многие ребята впоследствии поженились, пришли уже их дети. Первые колясочники у нас появились уже давно, первое выступление с ними было на наше 15-летие. До этого мы были только театром неслышащего актёра. Ребята на колясках пришли сами. Мы попробовали, сказали, получится – да. Получилось.

Мы очень долго разучиваем свои номера, отшлифовываем их. Чтобы это не было так: вышел на сцену инвалид, как-то двигается, жалейте его. Всё должно быть блестяще. Мы ориентируемся на лучших. Делаем один спектакль в год, потому что это очень тяжело, восстанавливаем старые, те, что были ещё с первым составом. Постоянно куда-то выезжаем, потому что без этого не может быть творческого развития, роста.

Театр танца жест хочет выразить благодарность администрации Великого Новгорода за оказание финансовой помощи на две поездки в Москву на фестивали «Я  автор» и «Inclusive dance». 

Чтение руками

Новгородская областная библиотека «Веда» уже почти 50 лет занимается организацией культурной деятельности для незрячих и слабовидящих. Здесь можно найти книги-спецформаты с увеличенным шрифтом, издания рельефно-точечного шрифта по Брайлю для абсолютно слепых читателей, аудиокниги, всё то, что способно сделать досуг незрячих людей по-настоящему полноценным и интересным. Практически каждый день дети и взрослые могут посещать различные мероприятия, от выставок и концертов до встреч с писателями. Заместитель директора по библиотечной работе Ирина Родионова.

Мы не делаем различия между обычными и особыми людьми, выполняем все те же функции, что и любая городская библиотека. Обслуживаем и слабовидящих детей, и ребята с нашего микрорайона прибегают, и со школ неподалёку. Мы не отказываем никому.

В основном наши читатели  дети с остаточным зрением, тотально слепых практически нет. Ест проблема с образованием, для слабовидящих детей нет выстроенной системы обучения. Когда тотально слепые дети дорастают до школьного возраста, родители вынуждены переезжать из Новгорода в Санкт-Петербург, чтобы дети смогли получить хорошее образование. Пока что есть только инклюзивный класс в школе «Цветик-семицветик», в нём учится несколько человек,ещё несколько ребят находятся на интернатном обучении. Больше учиться здесь негде. Это связано в многом с естественными причинами: у нас регион небольшой, и база для обучения не была заложена с советских времён. Так же обстоит дело и в соседней Псковской области. Есть только система дошкольного образования. Поэтому читателей школьного возраста у нас практически нет. Зато очень много дошкольников и взрослых. В год мы обслуживаем около 800 человек год со всей области. Это не очень много, но так происходит потому, что наши пункты выдачи есть только нескольких районах.

В нашей библиотеке есть своя студия звукозаписи, мы сами надиктовываем и записываем книги новгородских авторов. Выпускаем их в разных форматах, и в аудио, и в печатном. Начитывают волонтёры, люди, у которых есть навыки, актёры, бывшие педагоги, бесплатно и в своё свободное время. Ещё волонтёры шьют тактильные книги для самых маленьких  объёмные, с крупными картинками и шрифтом Брайля, их читают руками слепые дети. Чаще всего в качестве волонтёров приходят студенты-дефектологи и логопеды, ученики колледжа искусств.

Мероприятия в нашей библиотеке проходят почти каждый день, и не только в этом здании, но и в двух наших отделах по городу на Большой Власьевской и Московской. На них могут прийти и 7, и 17, и 70 человек, зависит от формата. Для детей в основном устраиваем литературные игры, викторины, тематические беседы. Для взрослых  концерты, встречи с писателями, специалистами, даже юристами, в зависимости от потребности читателей. Например, скоро к нам действительно придёт юрист, будет объяснять изменения в льготах.

Дети с разными возможностями здоровья не испытывают никакой замкнутости, они такие же непосредственные, как и все. У них с рождения заложена большая степени адаптации к окружающей среде, так устроила природа. Они не ощущают себя «не такими», потому что не с чем сравнивать. Труднее с теми, кто получил инвалидность во взрослом возрасте. У нас много таких читателей. Ко всему подходим индивидуально, изучаем особенности здоровья каждого. Учитывается всё, вплоть до того, кто где должен сидеть: например, приходит коррекционный по зрению класс, у ребят и нужно знать, кто должен сидеть справа, а кто слева, чтобы не навредить ни в чём.

Морально работа здесь непростая. Хочу сказать, что не все надолго остаются в нашей библиотеке. Некоторые не выдерживают атмосферы и уходят. Но те, кто остаются  это уже навсегда. Я здесь работаю 10 лет, и по первости было тяжело смотреть на больных деток, ведь каждая женщина  мать. Начинаешь всё примерять на свою семью. Но видимо, у каждого своя судьба, поэтому кто-то и остаётся.

Каждому жизнь выделяет свой круг возможностей и то, как человек ими распорядится, зависит в большей степени от его собственного желания. Ребята с ограниченными возможностями здоровья не борятся со своими болезнями. Они научились с ними жить, развиваться, самовыражаться и быть счастливыми. В общем, достигать того, чего порой не получается даже у абсолютно здоровых людей.   

За предоставленные фото благодарим Нелли Максимову, Надежду Назарову и пресс-центр департамента культуры и туризма Новгородской области