Новгородский соколиный двор празднует второй день рождения. Экспозиция хищных птиц полюбилась и новгородцам, и гостям города. Но мало кто знает, что эта необычная «выставка» существует благодаря волонтёрам. В преддверии праздника «ВНовгороде.ру» познакомился с ребятами и их подопечными.

Соседи пернатые и хвостатые

Соколиный двор располагается на территории Новгородского музея-заповедника в южной части Кремля. Здесь живут здоровые птицы, которые поступили в экспозицию из питомников, и те, кто нуждаются в помощи. У каждой – своя история: кто-то пострадал из-за человеческой неосторожности, кто-то – на охоте. Сейчас здесь можно увидеть ворона, ушастую сову, канюка, осоеда и многих других. А вот точное количество подсчитать трудно даже сотрудникам-волонтёрам: постоянно появляется кто-то новый. Ребята содержат больше 30 питомцев, и здоровых, и пострадавших. На экспозиции представлены примерно 18.

Некоторые птицы высаживаются (так говорят о «жильцах» двора), чтобы социализироваться. Обычно это те, кто попал сюда в раннем возрасте. Например, сейчас у нас живут два птенца обыкновенного канюка. При прокладке трассы случайно свалили дерево, на котором было гнездо с тремя птенцами. Один погиб, два выжили. Но жить самостоятельно они уже точно не смогут. Они высажены в экспозицию, чтобы были рядом с человеком, не потеряли с ним душевную связь, – рассказывает сотрудник Новгородского соколиного двора Иван. 

Волонтёры лечат, воспитывают, тренируют птиц. У многих после выздоровления есть хорошие шансы вернуться в природу.

Для некоторых птиц нет разницы, охотиться с человеком или самому, тому же ястребу-тетеревятнику, к примеру. Более того, даже после выхода в свободную жизнь иногда они остаются патрулировать знакомую территорию. Наш ястреб после выпуска в кремле ещё, наверное, год охранял территорию Кремля, – вспоминают ребята. 

Содержат соколиный двор 4 волонтёра. Есть помощники-добровольцы из движения «Добрый Новгород», они приходят в свободное время. А ещё здесь «работают» три уникальных сотрудника – лисичка Леся и крысы Кира и Луна. Грызунов часто приносят на корм птицам, но нескольких решили «спасти». Лисичка – первая проба вырастить дикое животное. Она из Тулы, взяли с пристроя. Весь помёт назван на «л» – Ларсон, Лари, Леся. Живёт симпатяга в специальном вольере, где нет прямой видимости с птицами. Кажется что птицам рядом с лисой жить опасно, но на самом деле тот же беркут может запросто скушать рыжую хищницу. Поэтому с выбором соседей нужно быть аккуратными.

Плюша, Люцифер и другие

Пожалуй, самое интересное для посетителей двора - показательные выступления птиц. Всё, что они выполняют, результат работы волонтеров: приучение к человеку, отзыв на перчатку, с некоторыми – тренировка с муляжом добычи. Если случится какой-то форс-мажор, например, птица отвяжется, то по команде она всегда вернётся.

В комфортную для птиц погоду, когда не очень жарко или холодно, можно увидеть полёт сокола Ольхона, или как ловко справляется с командами ворон Топа. Он, к слову, ещё и местный предсказатель: во время ЧМ-2018 делал свои ставки на победу. И ничего страшного, что счёт финального для России матча не угадал – зато как здорово он это делал! 

Еще на соколином дворе живёт милейшая сипуха Мася, звезда фотосессий, и очаровательная самка канюка Люцифер - имя у неё, конечно, грозное, но характер девичий.

Она может хоть целый час спать у меня на коленках. А вообще-то - хищник, не самый грозный, но голубя скорее всего в когтях сможет удержать. Она здесь с птенца и спокойно себя чувствует рядом с людьми. Привыкла, что ей чешут пяточки с детства, вытягивает мне: на, чеши, – с улыбкой рассказывает сотрудник двора Вера.

Пока мы разговариваем, в углу комнаты начинается шебуршание - кто-то очень хочет, чтобы его заметили! Это Мейзи – птенец бородатой неясыти. Сейчас ей примерно три недели, взрослой она станет в полтора месяца. Её приобрели в питомнике специально для общения с людьми. А пока старательно кормят свежими крысами – как любой ребёнок, она вредничает и после пары кусочков начинает вертеть шеей.

Неподалёку стоит коробка. Она кажется пустой, потому что не издаёт никаких звуков. На самом деле в ней живёт самка чеглока – птица небольших размеров из семейства соколиных. У неё трещина в суставе крыла, летать она пока не может, но есть все шансы поправиться. Правда, будет нужна опека. Искать «ручки» тоже приходится волонтёрам.

Нужна помощь! Или не нужна?

Каждый день, а с наступлением лета – и по нескольку раз в день, сотрудники двора отвечают на тревожные звонки. Люди просят забрать «беспризорных» птенцов, птиц, чьё поведение кажется странным, или пернатых с травмами. Но далеко не всем действительно нужна помощь.

Иногда кажется, что произошёл какой-то сбой на школьных уроках биологии. Недавно звонили и пытались отдать утку, уверяли, что это хищник. Люди обижаются, что мы не берём голубей и чаек. Но наши хищники едят птиц, в том числе и иногда голубей, – поясняет сотрудник двора Аня Слёзка.

Каждый день мы объясняем, что по улицам бегают серебристые чайки, а не бакланы, что если лисы выходят есть на помойку, то они не обязательно бешеные. Зачастую птицам не нужна помощь. Родители иногда на время «сбегают» от птенца, чтобы он привыкал жить самостоятельно. Он кричит по привычке в их поиске, а люди думают, что он потерялся, – добавляет Иван.

Люди звонят и просят забрать «инвалидов», но место у волонтёров ограничено. Ребята могут подсказать, в какую ветклинику обратиться, как правильно оказать помощь. Вариант «сделай сам» часто вызывает возмущение.

Люди вроде хотят как лучше, только чтобы это делал кто-то другой, – говорит Иван. Однажды так пытались отдать даже медвежонка.

Со временем сотрудники надеются, что на соколином дворе появятся собственные малыши. Самки регулярно несут неоплодотворённые яйца, а вот попытки свести парочку пока были не очень успешными. В хищном мире самка сама выбирает себе жениха, и если он ей не понравится, убивает его. Пришлось спасать. Возможно, получится развести сипух – ребята специально приобрели двоих. Прекрасные планы для второго дня рождения.

Фото предоставлены Новгородским соколиным двором, видео Андрея Шестакова