Продолжаем искать жемчужины в море новгородской музыки. И сегодня у нас в гостях Иван Прокофьев со своим сольным и, пожалуй, одним из самых необычных для Великого Новгорода музыкальным проектом.

Знакомьтесь, «Scythelence»!

Проекту уже 10 лет, и как отмечает Иван, по формальным признакам это неоклассический дарквейв ‒ атмосферная меланхоличная электроника с использованием элементов классической музыки. Но границы творчества находятся в постоянном движении, и в последнее время в треках «Scythelence» можно услышать индастриал, брейкбит и альтернативу.

Расскажите в целом о вашем проекте. Как возник, откуда такое название?

‒ В какой-то момент в жизни всё стало валиться из рук. Было ощущение, что я проваливаюсь в яму. Чтобы не пропасть окончательно, я начал сочинять музыку, не похожую на всё, что я делал до этого. Пытался наладить диалог с собой, направить куда-то эмоции. Так появился мой текущий проект «Scythelence». В названии сочетаются два английских слова silence (тишина) и scythe (коса). Это игра слов о том, как много может значить тишина, какую боль она может причинять. Тишина, будто взмахом жнеца, может рассекать на части.

О чём вы рассказываете в своих песнях?

‒ Обычно я сочиняю музыку без слов, не артикулируя какую-то идею, а создавая настроение, общаясь со слушателем на уровне ощущений. По своей натуре наиболее остро я ощущаю отрицательные эмоции, и в музыке отражается мой мрачный взгляд на мир. Песен в классическом понимании, со словами, пока не так много. В общих чертах не получится сказать, о чём они. Если конкретно, то «Паук» ‒ о борьбе с собой, в которой нередко проигрываешь. «Рубеж» ‒ о моём отношении к смерти. «Циклон» ‒ о том, что в отношениях не одна любовь на двоих, но у каждого своя, и у каждой свои оттенки, грани и масштабы. В работе ещё несколько песен с текстами. Надеюсь, с ними всё сложится.

Где вы ищете вдохновение?

‒ В моём случае уместно говорить не о вдохновении, а наваждении. Когда появляется идея, она меня мучает. Я почувствую облегчение, только если извлеку её на свет. Сам этот процесс даёт мне силы двигаться дальше. Потребность сделать что-то красивое, вложить куда-то частичку себя, ‒ неотъемлемая часть каждого из нас. Если ты любишь своё дело и честен с собой, то искусственно вдохновлять себя нет никакой нужды.

Я знаю, вы написали музыку к исторической инсталляции «Неукротима ярость царя» для новгородского кремля. Расскажете об этом проекте?

‒ В нашем городе преобладает туристический взгляд на историю: цветастые национальные костюмы, золотые купола и колокольные звоны. Инсталляция «Неукротима ярость царя» ценна тем, что она говорит о чёрных страницах истории, о которых не следует забывать. Нечеловеческая жестокость опричного погрома, обесцвеченная в сухой статистике экскурсоводов, здесь представлена очень наглядно. При подготовке звукового ряда я наравне с музыкой использовал шумы различных предметов, звуки природы, а также предложенные режиссёром знаменные распевы и сочинения самого Ивана Грозного. Это была сложная работа в довольно сжатые сроки. Слушая результат спустя несколько лет, мне уже хочется всё переделать, но это обычная ситуация, надо двигаться дальше.

Иван Грозный писал музыку?

‒ Грозный сочинял да, для хора. Духовные произведения.

И какие ощущения у вас возникали, когда вы слушали его сочинения?

‒ Всё, что касается этой исторической фигуры, создаёт жутковатое впечатление. Становится не по себе, когда видишь, какие противоречивые черты могут сочетаться внутри человека, и каким образом он может оправдывать свои действия.

Вернёмся к вашему творчеству. Какое на сегодняшний день ваше самое значимое достижение?

‒ Значимость достижений любого музыканта под большим вопросом. Они своими песнями не лечат рак, не останавливают войны и не спасают детей из горящих домов. Что касается достижений в плане денег, наград и званий, то это для меня это не имеет большого значения.

«Идеальный» слушатель ‒ какой он на ваш взгляд?

‒ Мне всегда было грустно оттого, что никто не слушает песни с таким же усердием, с которым они сочиняются. Мой идеальный слушатель чуткий, внимательный и терпеливый. Он не только нутром почувствует песню, но копнёт глубже, разбирая слой за слоем и форму, и техническую составляющую. На данный момент я не уверен, что способен своим творчеством кого-нибудь увлечь настолько, чтобы он стал моим идеальным слушателем. Да и не так это важно. Мне всё равно приятно, когда человек слышит что-то близкое себе. Тогда я могу посмотреть на свою музыку под другим углом.

За каким жанром будущее новгородской музыки, как вам кажется?

‒ Мне кажется, что лёгкий рок был, есть и будет нашей главной музыкой. Публика продолжает в нём что-то находить, да и артисты уверенно себя выражают рамках этого жанра.

Какой бы совет вы дали участникам «Новгородской десятки 2.0», да и в принципе новгородским музыкантам?

‒ Где-то слышал хороший совет: слушай советы только тех людей, с которыми ты не прочь поменяться местами. Посторонние дают оценку исходя из того, что видят сейчас, но только ты сам можешь знать, на что ты способен в будущем. Будь лучшей версией себя.