Минувшую неделю старшеклассники гимназии «Новоскул» забудут нескоро. 60 подростков ненадолго забросили учёбу по книжкам, чтобы понять, что они могут изменить в этой жизни, а для начала – в своей школьной среде, и не теоретически, а практически.

Полигоном для экспериментов и поисков стены гимназии стали после того, как «Новоскул» вошёл в десятку школ Северо-Запада, отобранных для участия в проекте «Неделя перемен». Его инициаторами выступают Гёте-институт в Санкт-Петербурге и музейный фестиваль «Детские дни в Петербурге» при поддержке Министерства иностранных дел Германии.

Концепция проекта была разработана экспертами фестиваля и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в рамках программы Гёте-института «Культурное просвещение. Диалог России и Германии» совместно с арт-менеджером Натальей Раабен.

Сначала мы думали, что это будет проект в стенах музея, потом решили, что нам интересно поработать в школьном пространстве, – рассказывает директор по развитию фестиваля «Детские дни в Петербурге» Юлия Поцелуева. – Общая идея проекта: «что я могу изменить в своей школе?». И это не мастер-класс, где мы точно знаем, что получится в конце. Здесь непонятно, что станет итогом, и мы открыто говорим ребятам, что это наша совместная работа.

Цель «Недели перемен» – познакомить российские школы и учреждения культуры с новой для нашей страны моделью «проектной работы», когда школьники становятся активными участниками процесса, самостоятельно принимающими решения, а взрослые выступают в роли вдохновителей и помощников.

Пилотный запуск проекта состоялся в 2016 году в гимназии № 278 имени Б.Б. Голицына в Санкт-Петербурге. В этом году «Неделя перемен» проложила длинный маршрут через восемь городов Северо-Запада: Архангельск, Калининград, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Сыктывкар, Великий Новгород и Череповец. Всего в проекте примут участие более шестисот школьников.

Каждый раз возникает уникальная история. Всё зависит от города, школы, команды тьютеров. Где-то ребята включаются с первого дня, а где-то требуется время на раскачку, – отмечает Юлия.

При выборе школы оценивались мотивация, открытость и готовность педагогического коллектива к вмешательству, например, в облик здания, если группа визуальных перемен решит что-то нарисовать на стене.

Здесь в итоге появилось четыре таких работы. Ребята прошли длинный путь от первоначального замысла и образовали общее видение из абсолютно разных идей. В этом тоже заключается новый опыт, потому что в школе часто дают только индивидуальные задания, а тут подросткам надо учиться командной работе, слышать других и продвигать свои идеи. Кстати, в Великом Новгороде в проекте участвуют не два класса, как везде, а три.

В конце «Недели перемен» участники делятся результатами своей работы со зрителями – учителями, родителями, учащимися других классов. Именно на этом финальном этапе удалось побывать корреспонденту «ВНовгороде.ру»

Презентацию открыли участники группы «Социальное взаимодействие». Театральный педагог, координатор театрального проекта «Вместе» (Санкт-Петербург) Мария Колосова предложила школьникам подготовить работу в жанре форум-театра. Это форма социального театра, где, как правило, играют не профессионалы, а обычные люди, которых интересует та или иная конкретная общественная проблема. Участники группы совместно разрабатывают сценарий, ставят спектакль и вовлекают зрителей в обсуждение проблем и поиск решений.

Ребята выбрали ситуацию, которая уже не первый год возникает при проведении школьных мероприятий, таких как конкурс талантов, и выявили проблему: когда кто-то из депутатов школьной думы выдвигает новую идею, она остаётся неуслышанной, поскольку педагоги не доверяют ученикам её реализацию.

Надо сказать, что этот короткий спектакль под названием «Нечестная игра» стал самым эмоциональным и, отчасти, напряжённым эпизодом презентации проектов. Ребята довольно откровенно указали на нежелание педагогов отказаться от готового сценария и на несовершенство механизма выборов в школьную думу. После финального поклона Мария Колосова предложила тем зрителям, которые видят ситуацию по-другому, выйти к актёрам и показать другие варианты развития событий. Одна из преподавательниц примерила на себя роль ученицы, пытавшейся провести карнавал. И только она, войдя в образ, начала уговаривать ребят заняться организацией самостоятельно, без помощи думы, как появился директор:

Алена!!! Почему я слышу ваш голос из своего кабинета?!

Эта реплика была встречена взрывом хохота и аплодисментами зала. Надо сказать, что ученик, игравший директора, настолько вжился в образ, что в ходе обсуждения спектакля неоднократно выступал на стороне руководства школы.

В дальнейшей дискуссии ребята и преподаватели пришли к пониманию того, что выборы в думу нужно проводить всеобщим школьным голосованием. Хотя звучали и более кардинальные предложения, например, сменить директора за «профнепригодность».

b4a451a634e817bd98e86350c7985b6c

Как призналась нам настоящий директор гимназии Ирина Шалимо, перед запуском проекта у неё, как у руководителя, были некоторые опасения:

Но я достаточно близка к детям и доверяю им, потому что нужно менять устоявшиеся взгляды, доверять молодёжи. И учителя приняли происходящее. Думаю, предложения по школьной думе будут реализованы. На самом деле, дети всегда услышаны, но в силу своей загруженности многого не знают и не замечают. К тому же, занятия проходят в трёх корпусах. Я взяла на вооружение то, что могу исправить, чтобы дети понимали, что участвуют в соуправлении гимназией.

Мастерскую «Другое пространство» для ребят провела поэт, перформер и хореограф Яна Лебедева. В каждом городе организаторы «Недели перемен» приглашали в свою команду одного местного тьютера и в Великом Новгороде им стала Яна.

Поиск местного тьютера был для меня целым квестом. Я просматривала прессу, новости о событиях, страницы друзей из этих городов в соцсетях… Здесь я натолкнулась на рецензию Яны на спектакль в рамках театрального фестиваля, узнала, что она делает со своей перформанс-группой, почитала её стихи и пригласила её в проект, – говорит Юлия Поцелуева.

Приятно отметить, что упомянутая рецензия в числе других статей Яны Лебедевой в ходе фестиваля «Царь-Сказка» / KINGFESTIVAL вышла на страницах нашего издания.

Для ребят «Неделя Перемен» оказалась большим удивлением: проектная работа в школе прочно ассоциируется с чем-то рефератным, плоским и обязательным, – говорит Яна. – Когда они впервые увидели класс без парт, это уже вызвало бурные эмоции. Мои подопечные полностью разработали свой перформанс от музыки до движений – моей задачей было только мягко направлять, давать пищу для размышлений, показывать, как можно по-другому. Поэтому конечный итог – на 99% их заслуга.

305835115820acea5e3de7918a29a6c6

Анна и Валерия, ученицы 10 «А» класса с физико-математическим уклоном выбрали эту мастерскую, поскольку обе любят танцевать:

Учителя сделали нам сюрприз и рассказали о проекте буквально за три дня до старта. «Неделя Перемен» – это очень круто, потому что мы можем показать себя, высказаться, – говорят они. – Придумывать перформанс было непросто, но мы обсуждали, что нам нравится или не нравится в школьной жизни, и так рождались идеи.

Из проектов других групп девушки отмечают театр-форум:

Интересно, что авторы не только проиграли ситуацию, но и впустили других, чтобы те показали другой взгляд на проблему.

Школьницы надеются, что участие в проекте поможет перестроить отношения между учениками и педагогами. Они отмечают, что уже есть визуальные изменения: как минимум, школа стала более красочной.

И действительно, под руководством художника, фотографа, педагога, арт-менеджера Моны Яс (Берлин) ребята выбрали четыре локации и преобразили привычное пространство.

Они взяли на себя большую ответственность, причём в одном из случаев это был довольно крупный участок стены, – говорит Мона. – Меня поразила их смелость и то, что другие школьники начали помогать, когда стало понятно, что время поджимает. Даже один из пап сорвался с работы и поехал докупать нужные материалы.

b253b95e5d37f58a075a5a237a0ea1f1

Драматург и психолог Наташа Боренко предложила участникам группы «Вижу. Слышу. Наблюдаю» провести исследование о школьных проблемах:

Моя основная профессия – документальная драматургия. Ребята сделали серию интервью с учениками и педагогами. Результат мы оформили в «Комнату исследования», где можно увидеть все материалы и факты, которые нам удалось выяснить, – говорит она. – Мне хочется надеяться, что эта работа немножко расшатала представления ребят в духе «всё плохо». Пообщавшись с людьми в ходе интервью, они увидели разные точки зрения. В этом и заключается документальный метод, который нужен не для того, чтобы подтвердить свою точку зрения, а чтобы спросить: «Как?..».

Также в рамках работы этой группы ребята по своей инициативе сделали плакат, призывающий к соблюдению чистоты в школьной столовой и начали сбор подписей за то, чтобы сделать субботу свободным от ношения формы днём.

e96f7dd6e3e538ce224f8dd420491434

Исследованиями в формате видео занимались в мастерской режиссера-документалиста Аси Копичниковой «Инициативы и инновации». Поделившись на пять команд, школьники снимали репортажи, художественные короткометражки, знакомились с такими приёмами работы, как стоп-моушен, фотосъемка, видеосъемка, монтаж.

8b964de6823e4589830f2d7dd43fa6b3

Так в гимназии учились создавать реальную возможность повлиять на повседневную среду и приобретали опыт участия в социальных и художественных инициативах.

«Чтобы изменить мир, сначала нужно увидеть, что именно нужно менять», – так начинается описание одной из мастерских. Вне зависимости от того, какое направление деятельности выберут нынешние школьники, подобные проекты помогают понять ещё одну важную вещь: кое-что, и даже очень многое, ты можешь поменять сам.

Фото Алексея Мальчука