Пожалуй, каждому новгородцу знакомы опоры недостроенного железнодорожного моста на реке Волхов. Эти мощные сооружения, в народе носящие название «быки», стоят в почти первозданном виде, как живое напоминание о непростительных ошибках, которых удалось избежать.

На вопрос о причинах приостановки строительства до сих пор нет однозначного ответа. Некоторые утверждают, что она была вызвана нехваткой средств у царского правительства. Но найдётся немало людей, которые в качестве основной причины назовут возмущение проектом общественности — дальнейшая эксплуатация железной дороги, проходящей через мост, нанесла бы непоправимый ущерб многочисленным памятникам Городища. Исторический ландшафт был бы уничтожен. Многим деятелям культуры и искусства со всей страны в ту пору стала небезразлична судьба мест, являющихся истоками как Новгорода, так и всей российской государственности.

Что бы за причина ни стала решающей для отказа от сооружения дороги, насилие над собственной историей всё же было остановлено. Но проблема сохранности памятников старины не потеряла своей актуальности и спустя век.

Ныне речь идёт об объекте Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и крайне своеобразной по своему исполнению постройке — Церкви Святой Троицы с трапезной палатой на улице Мусы Джалиля-Духовской.

Это очень изящное, устремлённое ввысь строение. Благодаря аркам и нишам с килевидным завершением в нём сразу угадывается русское зодчество. Небольшие декоративные элементы придают дополнительной изысканности. Исследователями не раз отмечались крайне удачно подобранные пропорции. Всё это позволяет назвать храм высокохудожественным образцом архитектуры середины XVI века.

Церковь сильно пострадала в годы шведской оккупации, горела в пожаре 1685 года. Не пощадила её и Вторая мировая война, после завершения которой памятник несколько лет простоял без кровли, а в стенах и сводах начали появляться трещины.

В связи с этим в 1950—1960-х годах велись реставрационные работы, которые помогли привести здание в порядок. Более того, ему удалось вернуть облик, близкий к первоначальному.

И сложно представить, что именно в наши дни над храмом нависла новая угроза. Уже несколько лет можно наблюдать, как обочина напротив постепенно превращается в стоянку грузовиков.

Работники расположенных неподалёку организаций рассказывают, что фуры начали останавливаться рядом приблизительно два года назад. Появление их было сопряжено не только с угрозой сохранности памятника, но и с неудобствами для легковых автомобилей: внушительных размеров грузовики часто мешали проезду; и без того небольшое количество парковочных мест сокращалось.

Но главное всё-таки то, что воздействие на храм с их стороны вполне можно назвать разрушающим. Вибрация, исходящая от многотонных машин ухудшает устойчивость и несущую способность перекрытий здания. В свою очередь, это может привести к образованию разной степени повреждений: от лёгких (тонкие трещины в штукатурке и откалывание небольших её кусков, появление тонких трещин в растворе, связывающем кирпичную кладку) до тяжёлых (большие и глубокие трещины в стенах, трещины в каркасе здания).

Со времён последней реставрации прошло более полувека. Даже в отсутствие существенных внешних нагрузок, к числу которых относится передаваемая через грунт вибрация, для каждого здания характерна своя скорость развития повреждений конструкции, обусловленная процессами естественного старения. Исследователи, изучавшие вопрос подробнее, настаивают на необходимости проведения новых работ по сохранению памятника. В связи с этим даже была отправлена заявка на участие в федеральной программе «Культура России». Но вероятность получения финансирования крайне мала — количество нуждающихся в нём объектов по всей стране исчисляется сотнями.

Люди, которые ежедневно добираются до работы, проходя по улице Мусы Джалиля-Духовской, уверяют, что нагрузка на дорогу рядом с храмом особенно сильно возросла за последние два десятилетия. Был отменён запрет на въезд грузового транспорта, движение стало двусторонним. А главное, буквально в нескольких шагах от памятника появилась площадка, служащая перевалочным пунктом. Именно та, к которой выстраиваются в очереди грузовики.

На сегодняшний день проблема стоит достаточно остро. И если мы не хотим допустить разрушительных и необратимых последствий, есть необходимость задаться вопросом: быть может, имеет смысл вернуть запрет на движение большегрузного транспорта по улице? Или хотя бы по той её части, что прилегает к храму? Ведь это не обернётся значительными убытками городу, но поможет заметно снизить риск ухудшения состояния бесценного памятника архитектуры.

Сто лет назад, когда вблизи Городища ещё кипело строительство, всемирно известный художник, философ и археолог Николай Рерих, писал: «С горечью знаем, что мы не любим своё. Знаем, что защита своего, древнего, прекрасного вызывает мало сочувствия и много угроз и насмешек. Но всё же во имя культуры, во имя уважения к прошлому, во имя лучшего будущего попросим еще раз: пощадите Новгород. Обойдитесь бережно с этой колыбелью русской общественности».

Как ни печально, но слова его остались актуальны и по сей день.

Рассуждал Максим Никитин, фото автора