Мы сообщали, что первый заместитель руководителя департамента транспорта – начальник управления дорожного хозяйства Юрий Евдокимов неожиданно получил предложение уволиться. Мы решили задать ему вопросы, интересующие нас и новгородцев.

Юрий Михайлович, почему ремонт новгородских дорог в этом году начался так поздно?

Потому, что сначала хотели делать одно, а потом стали делать другое и нужно было готовить под это документацию. При прежнем руководстве мы планировали провести в этом году конкурсы на содержание и ремонт дорог сразу на два года. При новом – концепция полностью поменялась. Решили ремонтировать сперва «опорную сеть». Концепция хорошая, но ремонт некоторых дорог в Боровичском, Старорусском районах, который планировали в этом году, отложен на более поздний срок.

Главная ошибка (это, на мой взгляд, но я думаю, что я прав) – были укрупнены лоты. Мы уходили в осень, и делать ставки на очень большие лоты, по 600 и 300 миллионов, которые выиграли «ДСУ-1» и «СК-Юг» - большой риск. Есть разница, сколько компаний работает, сколько у них асфальта, работников, асфальтоукладчиков.

Но, выигравшие лоты могут ведь нанять местных подрядчиков.

И нанимают. Но не все идут. Боятся неоплаты выполненных уже работ, из-за которой придётся потом судиться. Плюс договора с субподрядчиком прописываются зеркально к госконтракту – со всеми штрафными санкциями за невыполнения графика. А у наших подрядчиков зачастую оборотки нет, как они будут оплачивать.

Есть риск, что ремонт дорог в Новгородском области в срок выполнен не будет?

Да, большой риск есть. Вы же видите, какая в этом году погода. Поэтому я и говорю, там, где три-четыре подрядчика справятся, скажем, за десять дней, одному понадобится тридцать. А вообще, контракты – до конца следующего года. Но область должна освоить федеральные деньги уже в этом, иначе будут проблемы.

Поговаривают, что конкурсы и были сделаны под конкретные компании.

Не думаю, что кого-то специально не допускали. Но сам объём контракта служит ограничением – не каждая компания может внести обеспечение необходимых размеров.

Конкурсы в этом году не раз приостанавливали из-за жалоб. Насколько такие жалобы, на самом деле, способствуют качеству ремонта?

Много жалоб, в том числе, не от строительных даже, а от консалтинговых компаний. Для чего им это? Видимо, другие участники закупок должны с ними выходить на контакт и о чём-то договариваться. Моя позиция такая: дорога кому нужна? Народу, государству. И если так, надо ли вставать на сторону любой не строительной организации, которая оспаривает каждую запятую? Жалобы-то бесплатные. Надо, чтобы платными были. И если жалобщик проиграл, деньги пошли бы в бюджет. Но это вопрос к законодателям.

А вы поступили на работу в комитет строительства после «дорожного дела»?

Во время. До этого, в 2010 году, я ремонтировал в Великом Новгороде Софийскую помощь, Сергей Герасимович Митин меня потом благодарил за работу, руку жал. В 2012 году прошёл конкурс, пришёл заместителем в комитет строительства и дорожного хозяйства.

Всё-таки во время этого дела было посажено много людей из дорожной отрасли. Это как-то повлияло на её состояние?

Ну, когда что-то происходит, люди реагируют по-разному. Я думаю, если работаешь в правовом поле, бояться не надо.

А за годы работы было такое, что вам давали понять: вот здесь есть интересы, скажем, некого вице-губернатора?

Нет, такого не было. Если ставили задачи помочь какому-нибудь району, то это было связано с различными мероприятиями, иногда даже государственного уровня.

Сейчас идут различные разбирательства по делу о системе фото и видеофиксации нарушений ПДД, которую закупило «Агентство развития Новгородской области». Что вы можете по этому поводу сказать?

Такими вещами должны заниматься специалисты. Они и должны были сначала техническое задание сформировать, начальную цену назвать. А не разгребать уже потом проблемы. Думаю, правоохранительные органы во всём разберутся.

 Сейчас некоторые говорят: может и штрафы, начисленные благодаря этим камерам, не надо оплачивать.

Если бы я нарушил – спорить бы не стал. Нарушение-то было, какая разница, как устанавливали камеры, если они исправны.

Вице-губернатор Дронов, с которым у вас не сложились отношения, всё-таки профессиональный человек? С ним пришли новые люди?

На мой взгляд, да, грамотным, нормальным специалистом показался. Но на контакт с людьми идёт тяжело. Пришли Шульцев, Климов в «Новгородавтодор», с ним ещё несколько человек. Думаю, и ещё придут. Формируется новая команда, и флаг им в руки. Может и лучше будет. Покажет время.

Вам что, предложили уволиться в один день? А кто на ваше место придёт?

Да, я уточнил: «Без отработки»? Мне подтвердили. Кто придёт, не знаю. Самому даже интересно.

Что напоследок хотели бы сказать новгородцам?

Хочу поблагодарить коллег из исполнительных органов власти, из районов, с ними приятно было работать. И население тоже. Не только за добрые слова, но и за критику. Она тоже стимулирует к труду.

А у нас дороги-то будут когда-нибудь хорошие?

Что тут можно сказать. От акциза две трети идёт федерации, треть – региону. И разница между федеральными и региональными дорогами примерно этим цифрам соответствует. Или вот у нас любят приводить в пример финские дороги. Так в Финляндии можно увидеть, как фрезой срезают слой асфальта, который нам кажется идеальным. Зачем? А потому что пришёл нормативный срок и нужно укладывать новый асфальт. Поэтому их дороги и кажутся нам идеальными.

Фото Алёны Кузнецовой и из архива редакции