14 октября старорусская учительница «разменяла» второе столетие. А о том, что доживёт она до глубокой СТАрости, ей предсказал сосед по парте ещё в шестом классе. 

Как вспоминает Полина Николаевна Докучаева, которая отпраздновала 101 год, однажды в школе сосед по парте раскрыл ей страшную тайну: есть такая старинная книга, которую его дедушка прячет под замком в сундуке, так вот там про каждого человека всё написано: и кем будет, и до скольки лет проживёт. Пообещал проследить, куда дед ключ прячет, и узнать всё-всё про будущее своей соседки. Уж больно она ему нравилась. 

Через несколько дней сообщил ей, что в книге написано: «Человек, который родился 14 октября 1916 года, доживёт до глубокой старости». И от себя добавил: «Ты понимаешь, что значит до глубокой старости? Это значит до СТА лет тебе расти!» 

Получается, не обманула волшебная книга… 

Правда вот с росточком Полине Николаевне не очень повезло. Боженька отмерил ей всего 155 сантиметров. Но, возможно, именно этим и уберёг её от гибели. В июне 1941 года студентка первого курса Новгородского педагогического института готовилась к сдаче последнего экзамена летней сессии: древнерусской литературы. И 22 июня началась Великая Отечественная война. Её направили на рытьё окопов под Шимском. Кормили плохо. Некоторые не выдерживали и умирали. А Полине Николаевне с её маленьким росточком скудного пайка хватало. Умудрилась вместе с подругами даже курсы медсестёр попутно закончить. 

8 августа дали три дня отдыха перед отправкой на фронт. Полина Николаевна отпросилась навестить мать в Старой Руссе. Доехать поездом до города успела, он уже полыхал от бомбёжек, родных не застала (эвакуировались). Метнулась было обратно, чтобы успеть к 12 августа в Новгород, а тут очередной авианалёт – немцы разбомбили вокзал. 

Вместе с группой знакомых и жён офицеров решила идти в Новгород пешком в обход Ильменя. Не дошли километров десять. Беженцы, которые встречались на пути, говорили, что в Новгороде уже немцы. Полина Николаевна перепугалась до слёз – раз не успела в военкомат в назначенный срок, то сочтут дизертиром и расстреляют. Метнулась к офицеру в отступающей колонне солдат, рассказала, что случилось. Тот взглянул на заплаканного недоросля, записал данные и приказал эвакуироваться. 

Когда в далёкой Свердловской области (где учительствовала в начальных классах) получила повестку в военкомат, то на сборном пункте, её из-за малого роста забраковали. В артиллерийских войсках, куда набирали солдат, нужно было иметь как минимум 157 сантиметров. Ей не хватило двух. Над ней посмеялись и отправили домой. Так второй раз она не попала на фронт. 

Но и в тылу ей испытаний хватало. А когда Полина Николаевна услышала, что освобождают от фашистов города родной Новгородчины, то сделала всё, чтобы её направили домой. Вначале выхлопотала вызов от подруги-учительницы в Тихвин, пока ехала – узнала, что освобождён уже Демянск. Появилась возможность попасть на работу туда – всё-таки ближе к родной Старой Руссе, чем Тихвин. Потом несколько месяцев вместе с подругой оббивала пороги отдела образования, чтобы отпустили в освобождённую Старую Руссу. 

Добирались попутками. Ехали до глубокой ночи. Но водитель всё-таки остановился в лесу переночевать. А утром выяснилось, что машина остановилась всего в нескольких метрах от старорусского курорта. Старой Руссы как города – не осталось. Целых домов нет, Булыжные мостовые заросли полынью метровой высоты, Вместо улиц – тропинки, кое-где поблёскивают трамвайные рельсы… 

И в этих условиях одним из первых учреждений в городе решили восстановить школу (в этом здании из красного кирпича сегодня политехнический институт, филиал НовГУ). А для начальных классов, в которых должна была преподавать Полина Николаевна, нашли место в полуразрушенном здании у Живого моста (сейчас там «Ростелеком»). Хрупкая учительница вместе со строителями таскала кирпичи, месила раствор и сколачивала первые парты и стулья. 

Ни разу в жизни не задумывалась Полина Николаевна, сколько вырастила она учеников. Но может часами вспоминать про тех, кто, повзрослев, навещал её, благодарил за полученные знания и рассказывал о том, как они помогли в жизни. Это и мэр города Пушкин, и врачи, и учителя, и инженеры. 

Её называют педагогом от Бога. И сейчас она полна жизненной энергии, деликатности, обаяния и оптимизма. Ждёт в гости своих знакомых учителей и учеников. Им явно есть что вспомнить.

Фото автора