Мы продолжаем публиковать наиболее острые и интересные материалы наших коллег из «Новой новгородской газеты».

«Бережливая поликлиника» и «вежливая регистратура» – два слогана, почти рекламных, которые услышали новгородцы от нового руководителя губернии в первые же дни после его назначения. И оба им понравились. Понравились настолько, что и сейчас некоторые из моих знакомых, которые уже определились со своим сентябрьским выбором, указывают на эти обещанные усовершенствования медицинского обслуживания как на один из главных критериев своего будущего выбора.

К врачу – через губернатора

Кстати, после новгородской премьеры слоганов прошло уже полгода. Срок, конечно, недостаточный для революции в этой сложной сфере. Но для «подвижек» – вполне. Тем более что медицину курирует теперь приезжий специалист с опытом работы аж в самом Минздраве. Есть подвижки-то?

Не сомневаюсь, что читатели «ННГ» ещё не забыли бывшего депутата областной Думы Леонида Дорошева, хотя он давненько не выступал на наших страницах с публицистикой. Он столкнулся с проблемой, которую вы без конца обсуждаете, проводя время в коридорах поликлиник. Попасть на приём быстро даже к терапевту у горожанина не получается, правда? А Леонид Кузьмич живёт в Новгородском районе. Вот фабула, рассказанная им:

«В конце прошлого года врач новгородского пульмоцентра Горенкова выявила у меня наличие признаков бронхиальной астмы. Попасть на бесплатный приём к врачу-пульмонологу жителю Новгородского района, коим и я являюсь, и раньше было, мягко говоря, не очень просто. Учитывая отсутствие пульмонолога в районной поликлинике, получить заветный талончик на приём в городской пульмоцентр, тем не менее, было хоть как-то возможно, - иногда дозвонившись до колл-центра или посредством интернет-записи.

Полагаю, что существующий порядок показался кому-то из департамента здравоохранения слишком простым, потому как после новогодних каникул попасть на приём к пульмонологу, в том числе на повторный приём, стало возможным только через участкового врача.

Делать нечего: порядок. Сходил на приём к участковому фельдшеру в ФАП сельского поселения. Записался на приём к терапевту в поликлинику Новгородского района. Врач Шаповалова, осмотрев меня (для чего – непонятно), сообщила, что никого никуда не записывает, и отправила в регистратуру. В регистратуре мне сообщили, что тоже никого никуда не записывают и посоветовали вернуться к врачу.

Понимая, что для всех вышеперечисленных моя бронхиальная астма не представляет ни малейшего интереса, я попытался найти главного врача поликлиники, – очень, вы знаете, хотелось перестать чувствовать себя идиотом. Однако, как водится, того не оказалось на месте. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Шишова Ирина Владимировна (один из заместителей главного врача поликлиники) с пониманием (?) отнеслась к моему желанию попасть на приём к пульмонологу и пообещала в установленном порядке записать меня в городской пульмоцентр, и было это 31 марта.

Не прошло и двух недель, как из ФАПа моего сельского поселения сообщили мне, что я записан на приём к пульмонологу Горенковой на 16 мая в 13 часов 30 минут.

Через полтора месяца в назначенный час я прибыл в поликлинику №3, однако, к удивлению своему, обнаружил, что попасть на приём в 13:30 мечтаю не я один. Допуская возможность накладки, я обратился к врачу с просьбой огласить весь список астматиков, которым выпала честь именно сегодня попасть в заветный кабинет. Но г-жа Горенкова отказалась мне отвечать, послав в регистратуру... В регистратуре мне сообщили, что никакого «Дорошева» в списках не значится».
Подозреваю, что вы вовсе не удивлены развитием сюжета.

Не знаю, был ли удивлён им врио губернатора – или тот, кто читает вместо него послания граждан. Потому что цитирую я письмо Л. Дорошева на имя А. Никитина.

Заканчивается письмо так:

«Не вижу смысла загружать вас своими эмоциями, потому как дышать мне (в прямом смысле) от этого легче не станет. Совершенно очевидно, что ваши подчинённые не в состоянии реализовать моё право на бесплатную медицинскую помощь. Покуда не все ещё поликлиники стали «бережливыми», а регистратуры «вежливыми», прошу вас записать меня к врачу-пульмонологу. О дате и времени приёма прошу сообщить письменно».

Сами решайте: просьба пациента к главе губернии записать его на приём к доктору – это единственный способ получить медицинскую помощь или критический выпад публициста. Наверное, всё же первое. Однако в сочетании с ответом, который получил Дорошев, получается чистая сатира.

Через 3 недели следует ответ заместителя руководителя областного департамента здравоохранения Ю. Булатова:

«Департамент сообщает следующее: Вы были записаны на приём и осмотрены врачом-пульмонологом пульмонологического центра поликлиники №3 (...) 6.06. 2017 г.».

Прелесть какая! Ответ, казалось бы, деловой. Ничего лишнего. Никаких извинений. Никаких заверений, что рулевые отрасли намерены как-то изменить систему, мытарящую пациентов. Но без этих «излишеств» лишним представляется сам ответ. Какого, извините, чёрта, сообщать пациенту, что он уже принят врачом? А то он сам об этом не знает!

Чистая бюрократия: надо поставить галочку, что письмо «отработано».

Собственно, медицина вся (нет, почти вся, но об этом - потом) уже превращена в службу преимущественно бюрократическую.
Бюрократизм же исполняет ритуалы, но ситуацию не изменяет.
Свежие, уже августовские, новости от пациента Дорошева:

Вчера в 12.00 в «Азоте» мне должны были делать бронхоскопию. Я записывался две недели назад. Сделал кардиограмму, сдал кровь, сходил к терапевту за справкой об отсутствии противопоказаний... С вечера не ел, не пил... Пришёл в 11.45, говорю: «Мне назначено». «Ждите, у нас кровотечение...». В 12.15 напоминаю: «Мне назначено». «А, на бронхоскопию... сидите...». В 12.35, когда привезли очередного больного, я встал и ушёл. Пытаюсь записаться платно в областную больницу...

Марсиане верят...

Андрей Никитин, обещая новации, попал прямо в точку. То ли угадал, то ли успел сходу узнать, что есть такая, извините за каламбур, застарелая новгородская болезнь под названием «регистратура». Вряд ли это утешит новгородцев, но болевая точка, оказывается, имеет не городские и даже не областные, а федеральные размеры. Ибо в начале августа «само» правительство РФ вынуждено было утвердить паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».

Сейчас последует скучный текст: официальный.

«Реализация приоритетного проекта позволит сократить очереди, время записи на приём к врачу и ожидания пациентов у кабинета врача, сроки прохождения диспансеризации, а также повысить качество оказываемых услуг и уровень удовлетворённости пациентов процессами организации работы поликлиник», — говорится в справке к документу. В 2018 и 2019 годах будет реализована экспериментальная часть проекта. К 2022 году не менее 4 тыс. организаций должны будут предоставлять услуги новой модели. Кроме того, в 2018 году 50% медицинских организаций должны будут наладить процедуры реагирования на отклонения от сроков ожидания оказания медицинской помощи, установленных программой государственных гарантий, в 2020 году этот показатель достигнет 75%, в 2022 году — 95%. Для реализации проекта будет создана автоматизированная система мониторинга доступности первичной медико-санитарной помощи, которая позволит контролировать оперативность записи на приём к специалисту, а также время ожидания приёма при посещении медицинской организации нового типа».

Вспомнился другой текст, не скучный: «Знаете, Бендер, – сказал, наконец, Балаганов, – я не поеду. Вы не обижайтесь, но я не верю. Я не знаю, куда нужно ехать. Мы там все пропадём». Почему-то я в этот проект не верю, как Балаганов не верил в существование далёких Турксиба и Рио-де-Жанейро. Я пока не верю в него, потому что меня пока не извещают, «куда надо ехать»: то есть за счёт чего в медучреждениях рассосутся очереди. Мне не говорят об изменении стандартов медобслуживания, об отмене предыдущих новаций, которые превращают докторов - в писателей бумажек (или, в современном духе, не бумажек, так компьютерных файлов, что, в российских условиях, ещё хуже). Мне не говорят, насколько увеличится штат врачей. Сегодня, приходя к участковому к назначенному времени, я могу провести под его дверью и полтора часа, и два, и больше. И именно потому, что это хороший врач, он уважает своих пациентов, а они – живые люди: разговаривают, жалуются, требуют внимания, хотя на каждого по нормативу отводится 10 минут, за которые и бумажку-то не напишешь, не то чтобы понять, что с человеком не так... Сам я пациент невзыскательный и молчаливый, но даже я ни разу в 10 минут не уложился.

… «Мониторингом» этого не достигнешь. Не компенсируешь агрессию, которую вынужденно излучают в регистратуре люди, месяцами прорывающиеся к врачу ради пресловутых 10 минут, а потом – работники регистратуры, напитавшиеся чужой агрессией.

Новгородец Андрей Чернецкий пишет в «Фейсбуке»:

Всё дело в системе, точнее в почти полном разрушении таковой. В 1-й городской больнице («Азот») сейчас очень тяжёлые условия труда для медиков. Нагрузки сумасшедшие, работать подчас некому. Молодёжь, которая приходит из ИМО НовГУ, плохо подготовлена: так говорят опытные врачи, которых становится всё меньше. А идиотские прожекты типа «вежливой регистратуры» или «комфортной поликлиники» вызывают у знающих людей нервный смех. Представьте, что у вас есть «убитая» машина, которая гремит на кочках, двигатель глохнет, сцепление пробуксовывает, того и гляди развалится, а вы задумали косметический ремонт салона и установку кондиционера. 

Лучше и не скажешь.

Сергей Брутман

Полную версию читайте в «Новой новгородской газете»