Под портретом князя Доминика Радзивилла, хранящемся в Новгородском государственном музее-заповеднике (ГМЗ) обнаружили второй, загадочный портрет, сообщили в музее.

Неожиданное открытие стало итогом почти пятилетних исследований портрета, которые проводила старший научный сотрудник ГМЗ, хранитель фонда изобразительного искусства Виктория Карпова.

По информации Карповой, портрет неизвестного мужчины, не имевший авторства и точной датировки, поступил в музей в 1947 году. На многометровом портрете его герой был изображен сидя. На груди мужчины в тёмных одеждах находились французские ордена.

Согласно легенде, на портрете был изображён знаменитый литовский князь и магнат Доминик Иероним Радзивилл (1786-1813 годы). Однако научных подтверждений этой гипотезе в тот момент не было.

В результате исследований Викторией Карповой было установлено, что на полотне действительно изображен Радзивилл. При этом новгородке удалось полностью проследить судьбу полотна.

До 1939 года портрет находился в Несвижском замке Радзивиллов (ныне - Минская область Белоруссии). После присоединения Западной Белоруссии к СССР портрет оказался в Государственной картинной галерее БССР. В годы Великой Отечественной войны оккупанты вывезли полотно в Германию. После возвращения из-за границы портрет оказался в хранилище в городе Пушкине, откуда и попал в ГМЗ.

7 марта 2015 года музейщики подвергли портрет рентгенографическому исследованию.

Примечательно, что портрет Радзивилла стал первым живописным полотном из фондов ГМЗ, прошедшим такое исследование. Рентгеновские снимки были сделаны в областной клинической больнице.

Всего было сделано 12 больших снимков. Благодаря этим снимкам учёные установили, что под видимым глазу портретом Радзивилла находится ещё один.

Композиция первоначального портрета, спрятанного под новыми слоями краски, значительно отличается от того, что видят зрители в настоящий момент. Князь на зарисованном портрете изображен в плаще и, видимо, в масонском фартуке.

Вместо французских орденов, которыми Радзивилл был награждён во время Отечественной войны 1812 года, на груди героя проявился масонский символ «Пламенеющая звезда» с так называемым «Ключом всезнания».

На портрете также изображены колонна и пока не понятный предмет - меч или жезл.

Когда и зачем был переписан портрет, в настоящий момент остаётся загадкой для учёных.

Карпова не исключает, что изменения в полотно внёс первоначальный автор портрета, однако не исключено также и то, что у портрета были всё-таки два автора.

Виктории Карповой представляется очевидным, что изменения в портрет были внесены, чтобы скрыть масонскую символику. Возможно, это произошло после того, как император Александр I в 1822 году издал указ о запрете тайных организаций и, в частности, масонских лож.

Однако, как считает Карпова, изображение наполеоновских орденов, полученных Радзивиллом в войне с Российской империей и её союзниками, так же, как и изображения масонских знаков, были своего рода смелым вызовом обществу.

Портрет литовского князя ждёт дальнейшее изучение. В частности, исследование химического состава красок могло бы дать ответы на часть вопросов, пока остающиеся без ответов.

Подвергнуть портрет дополнительному изучению с помощью современной техники, например, компьютерного томографа, пока не представляется возможным из-за его очень большого размера.

Ждёт подтверждения предположение Карповой о том, что все известные в настоящий момент портреты Радзивилла являются так называемыми репликами новгородского портрета - единственного написанного при его жизни.

Чтобы не нанести полотну непоправимые повреждения, учёные не намерены раскрывать первоначальный, «масонский» красочный слой, как это делают, например, их коллеги при реставрации икон.