О том, что застройка и развитие города идёт по каким-то странным, единицам понятным правилам, говорят и общественники, и рядовые горожане. Последний тому пример – попытка лишить жителей Северного микрорайона давно обещанного парка в угоду интересам застройщика.

О том, каким видели город его праотцы, на что рассчитывали, и почему главный архитектор города должен воспитывать мэра, сетевому изданию «ВНовгороде.ру» рассказал Евгений Владимирович Андреев – человек, который принимает непосредственное участие в архитектурной судьбе Великого Новгорода с 1955 года.

Моя встреча с Почётным гражданином Великого Новгорода и Заслуженным строителем РФ (всех регалий и не перечесть) проходит в одном из кабинетов в административном здании на улице Десятинной. Я, искренне удивившись, уточняю у Евгения Владимировича, почему он до сих работает.

Е.А.: Мужчина должен работать до гробовой доски! Это моё истинное убеждение. И пока человек работает, он живёт, и наоборот. В марте мне исполнится 85, но я всё еще занимаюсь вопросами архитектуры и градостроительства.

Так, на последнем заседании городской Думы, когда обсуждался вопрос Северного микрорайона я не выдержал и взял слово, хотя может и не должен был говорить. Моё убеждение: депутаты должны слушать специалистов и делать так, как они говорят. Вопрос застройки города – это компетенция архитектора, в задачи которого входит создание комфортной среды обитания для человека. А комфорт обитания – это довольно ёмкое понятие, начинающееся с места жительства, включая место приложение труда (место работы) и то, как они связаны. Но кроме взрослых есть ещё и дети, которые должны ходить в школу и детский сад. Вот как это всё увязать, и думает архитектор. И согласитесь, есть разница: 15 минут добираться до работы или три часа?

Я пока учился на инженера в Москве, ежедневно тратил 2,5 часа на дорогу только в одну строну, итого: 5 часов абсолютно потерянного времени. Мне это настолько надоело, что в столице я не остался. Когда подошло время распределения, выбрал Новгород.

И тут Вы занялись восстановлением разрушенного в войну Новгорода... Тогда строить можно было, где угодно и как...

Раньше в городе выдерживался принцип застройки микрорайонами: рядом с жилыми домами ставилась школа и два детских сада. А что сейчас? За 25 лет не было построено ни одной школы, зато возведено более 3 миллионов квадратных метров жилья. Конечно, мне возразят, что ни один ребёнок в городе не остался без места. Но какими путями и ценой обходится родителям доставка ребёнка в образовательное учреждение? Приходится спозаранку развозить по садикам-школам на машине или общественным транспортом. Это, согласитесь, противоестественно и некомфортно.

Так родителю и машину ещё куда-то нужно поставить...

Да. Во двор при новой застройке нормально ни въехать, ни выехать. У нас в нормах обеспеченности по правилам застройки и землепользования было записано: одно машиноместо на две квартиры. Но потом поправили: менее 2 квартир, с учётом, что 25% автотранспорта будет стоять на территории общего пользования. И что мы имеем: более 90 тысяч жилых единиц (квартир), на которые приходится более 84 тысяч автомобилей. Не имеют подъездов зачастую и образовательные учреждения. Из-за этого возникают конфликты. Ведь старая система микрорайонов не предусматривала, что к школе должны подъезжать на машинах, поскольку это объекты пешеходной доступности. Но в силу изменения экономических условий мы ушли от микрорайонной застройки, разрушив систему комфортной среды.

Сегодня мы плюём на архитектурную науку, поскольку инвесторы, которые занимаются коммерческим жильём, готовы воткнуть дом в любом месте вопреки отсутствию стоянок и школ с садиками.

А нужно с учётом нашей географии определить, как Новгороду дальше развиваться в окружении таких громадных городов, как Петербург, Москва и Череповец, в который, в частности уезжает население восточной части области. Местные власти должны задуматься о комфорте. Но пока этого не происходит ни в городе, ни в области.

Если мы не можем обеспечить людей школами, что плохо, то ведь детские сады можно организовывать на первых этажах жилых домов. Инвестору, например, можно выдавать разрешение при условии, что он построит квартиры и предусмотрит детский сад на 100 мест. Так делается в других городах, но не у нас. Мы боимся, что бизнес развернётся и уйдёт. Хотя в других регионах инвесторы занимаются и школами. Да, это ложится на стоимость квадратного метра. Но это нужно решать совместно руководителям города и депутатам. А не только отчитываться о количестве жилой площади. Если не можем по экономическим соображениям создавать то, что делалось раньше, то минимум из возможного извлекать нужно. Кстати, закон позволяет даже не только группы детского сада открывать в жилом доме, но и начальные классы.

Упрекают застройщиков помимо прочего в превышении норм по этажности. А что говорит на это генплан города?

Помимо наличия объектов шаговой доступности (школа, сад, магазин, сберкасса), стоит вникнуть в такой вопрос, как комфортность самого жилища. И здесь уже город определённо должен диктовать свои правила, а не идти на поводу инвестора. Уход в высоту предприниматель объясняет удешевлением стоимости квадратного метра, но не говорит о том, что в 12-14-этажной «свечке» нужно ставить лифт, делать мусоропровод. Всё это влияет на цену жилья в сторону увеличения.

А если мы коснёмся безопасности? У нас сегодня лестницы пожарных расчётов, в основном, рассчитаны на здания до 5 этажей.

К тому же, «пятиэтажки» ведь и с точки зрения психологии считаются наиболее приемлемыми, выше – уже не каждый человек готов даже на свой балкон выйти.

Зачем это делать? У нас что, земли не хватает? Хватает! Но отстаёт развитие инженерных инфраструктур. Кроме того, в силах города сделать ещё один шаг навстречу безопасности: заменить газ на электричество, если речь идёт о строительстве дома свыше 5 этажей. Так раньше у нас было, в советские годы, но сейчас от этого отказались во имя мизерной выгоды. В итоге жители новостроек живут как на пороховой бочке. Архитекторы об этом говорят постоянно, но политикам-хозяйственникам, как и застройщикам, на это попросту наплевать. Вот и получается, что экономика и здравый смысл расходятся.

Поэтому я всегда говорю: главная задача архитектора – воспитать руководителя города в духе уважения к архитектуре. Плевать на достижения архитектурной науки – всё равно, что принимать вместо одного назначенного врачом препарата совершенно другой.

И какое вы видите сегодня решение? Как сделать город удобным для новгородцев?

Депутаты, власть и архитекторы должны определить место Новгорода на карте России, учитывая соседство столиц. Нужно создать такие комфортные условия, чтоб из Москвы и Ленинграда ехали к нам жить. Это возможно, так было в советское время в 70-80 годы: когда строились промышленные предприятия в год приезжали по 8000-9000 человек. А если к нам поедут люди, появится интеллект, вложения и город будет разумным на фоне происходящего сегодня в Москве (с точки зрения архитектуры) безумия.

Как же тогда и где нужно строить, ведь новгородские чиновники говорят, что земли не хватает. Вы же видите выход в застройке Деревяницкого микрорайона...

Я приехал в Новгород в 1955 году, а отвечать за развитие строительства и развитие жилищно-коммунального хозяйства в качестве первого заместителя горисполкома я стал в 1962 году. Тогда мы обсуждали корректировку генерального плана развития Новгорода. По нему кардинально были пересмотрены цифры: на какое количество населения должен быть рассчитан город. Ориентир был взят на 300 тысяч жителей. Тогда речь шла о застройке до пяти этажей и только в отдельных случаях разрешалось строить общественные здания более повышенной этажности. Для этих целей рассматривалась территория вокруг Новгорода и, в частности, Деревяницкий жилой массив: от синего моста до Хутынского монастыря между реками Волхов и Волховец. И кому принадлежит земля городу или району не рассматривали, это чисто условное юридическое деление. В 1962 году на одного жителя приходилось чуть больше 6 квадратных метра жилья, сегодня – 34!

Но когда Юрий Иванович задаёт вопрос, где строить, я озвучиваю встречный – для чего мы построили Деревяницкий мост? Чтобы освоить этот жилой массив! А вот как поступать с землей там – выкупать, отбирать – это вопрос администрации.

Ещё один прекрасный вариант – Поозерье... А гнаться в высоту абсолютно неразумно и с точки зрения комфортности, безопасности и психологического восприятия.

Городу пора начать диктовать нужные и выгодные ему условия. Те же стоянки для автомобилей можно предложить инвестору организовывать в подвальных помещениях.

Пора начать не просто отчитываться за введённые квадратные метры, но и за их комфортность: жильё этого года должно быть лучше предыдущего. В этом заключается цивилизация, прогресс и роль архитектора, которого не нужно заставлять действовать во вред комфортности.

Градостроительная политика должна повернуться к людям, которые увидев комфорт в родном городе, в нём останутся, сюда же потянутся жители других городов.

Ведь есть сегодня в городе прекрасные архитекторы, но они находятся под диктовкой инвестора, который выжимает с купленного земельного участка любыми правдами и неправдами максимум, получая дополнительные квартиры, протаскивая свою волю через решения администрации. 

К сказанному ещё нужно добавить создание престижных рабочих мест. И тут уже инвестору должна помочь и посоветовать администрация. Но поскольку и этого нет, сегодня число торговых мест уже превышает разумные пределы в три раза. Новые магазины Новгороду уже не нужны, но ни у кого не поворачивается язык сказать, что их уже в избытке и прибыли вы не получите. Поэтому предприниматели тычут пальцем в небо, выбирая то одно направление бизнеса, то другое.

Должен во всём быть здравый смысл. Поэтому всегда, когда заходит вопрос о партийной принадлежности, я отвечаю одно: если будет создана партия здравого смысла, я в неё вступлю... Пока такой нет.

Евгений Владимирович, какие свои архитектурные решения Вы бы назвали самыми удачными?

Что-то одно крайне тяжело выделить, я ведь застройкой города занимаюсь десятки лет. Мы реализовали генплан, разработали систему микрорайонов... При мне было построено 13 школьных зданий, 21 детский сад. Такие цифры и во сне не снились ни Юрию Ивановичу, ни Сергею Герасимовичу. Пусть время другое было, но и тогда были свои сложности: приезжали проверяющие, приходилось доказывать необходимость строительства того или иного объекта. Но мы добивались, решали... Пусть квартиры строили и тесные, зато вокруг была какая инфраструктура...

Да, жили в тесноте, да не в обиде! Спасибо Вам огромное!

Фото Алексея Мальчука, автора и Думы Великого Новгорода