Новгородский институт развития образования проводит заключительный этап олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». В ходе олимпиады состоялось выступление абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года-93», Заслуженного учителя РФ, автора поэтических сборников и мультимедийных пособий, профессора кафедры русской литературы ХХ века Брянского государственного университета Олега Парамонова. Он провёл мастер-класс для педагогов и на личном примере показал, как можно сделать урок литературы увлекательным.

Олег Генадьевич рассказал «ВНовгороде.ру», почему он выступает против ЕГЭ и как заинтересовать современных школьников литературой.

Насколько сложнее стало привлечь ребят к чтению с приходом социальных сетей?

Конечно, читать стали меньше, а техникой владеют замечательно – я сам учусь этому у своих внуков. Но у меня есть такое мнение:

Переходя с компьютером на ты,
Я, как поэт, скажу без отлагательств
Служенье муз не терпит суеты,
Тем более, технических вмешательств.

Поэтому я стараюсь как можно меньше использовать технику. Конечно, она должна быть нам помощником, но это было актуальнее раньше, когда компьютер был редкостью. Теперь он есть в каждом доме и ребятам достаточно общения с техникой – учителям не стоит перегружать этим.

Каким должен быть учитель литературы сегодня?

Я много ездил по сёлам и деревням Вологодской, Тюменской области, спрашивал у школьников, что они проходят сейчас – по этой теме и проводил занятие. Это было сложнее для меня, но интереснее для ребят, потому что самое главное на уроке – чтобы возник диалог. А он возникнет тогда, когда ребята подготовлены, читали материал и могут его обсудить. И когда мы собирали после уроков анкеты, многие на вопрос «Чем вам запомнились такие уроки?» отвечали: «С нами разговаривали». Необходимо как можно больше с ребятами разговаривать и так построить урок, чтобы им захотелось пойти и прочитать. Нужно оборвать на многоточии, заинтриговать.

Недавно Дмитрий Медведев посоветовал молодым специалистам ради более высоких зарплат вместо преподавания в школе идти в бизнес...

А они и так идут, если толковые. А пединституты многие заканчивают, потому что нужен диплом, а конкурс там поменьше.

5nb0Di6v nQ

Как вы считаете, уместно ли оценивать знание и понимание литературы с помощью ЕГЭ?

Я всегда был противником ЕГЭ. Мне даже не нравится эта аббревиатура, она напоминает «ягу» или «иго». Может быть, для физики, математики это уместно, но не для гуманитарных предметов. И Ольга Васильева, наш новый министр образования, с которой я встречался, такого же мнения. Поэтому будет вводиться сочинение, и уже идёт речь об устном экзамене по литературе. Это важно, потому что люди разучились говорить, строить свою речь.

Есть мнение, что читать таких писателей как Толстой или Достоевский в школе — рановато, что в этом возрасте сложно понять их глубину.

Смотря как преподнести. Например, я открыл для себя Достоевского в девятом классе и мне всё было понятно, я зачитывался и даже писал об этом стихи. Толстого я читал с наслаждением. Я полагаю, что мы выросли на добротных стандартах. Чтобы человеку было интересно жить, он должен читать такую литературу. А вот современную прозу я бы не рекомендовал школьникам.

А вот президент Российской академии образования Людмила Вербицкая предложила убрать Толстого и Достоевского из школьной программы и заменить их Библией. Как вы относитесь к тому, что религия всё теснее взаимодействует с образовательными учреждениями?

Взаимодействие это неплохо, но не за счёт Толстого. Вы знаете, Майе Плисецкой однажды в одном из балетных училищ предложили выделить больше часов на хореографию за счёт рисования. «Можно, – сказала она. – Но будет видно». Поэтому убирать этих авторов не надо. А Библию давать можно, но осторожно, факультативно, и обязательно, чтобы это делали сведущие люди. Я, честно говоря, жил без Библии, хотя мой прадед, протоиерей, был расстрелян. И я нормальный человек и без Библии, а вот без Толстого и Достоевского – не знаю, а уж без Пушкина точно не состоялся бы.

И всё-таки, как вы считаете, учителями рождаются или становятся?

Рождаются. Это только солдатами не рождаются.

Фото предоставлено департаментом образования Новгородской области