Не секрет, что экономический кризис заставил россиян обратить внимание на туризм внутри страны. Что могут предложить регионы, кроме природных красот и исторических достопримечательностей? Почему важно заботиться не только о наличии инфраструктуры, но и о культурной программе, которая привлечет туриста? О том, как обстоит ситуация с развитием культурных брендов в нашем регионе, корреспондент "ВНовгороде.ру" побеседовал с членом комиссии по вопросам культуры при Общественной палате Новгородской области Алексеем Лихацким.

- Насколько важно сегодня уделять внимание развитию региональных культурных брендов?

- Великий Новгород позиционирует себя как город для туристов, и потенциал для этого действительно есть. Но пальмы у нас не растут - климатические условия непривлекательные. Однако, мы можем заинтересовать туриста нашими культурными брендами. В этом направлении ведется большая работа, достаточно вспомнить слоган "Великий Новгород — Родина Россиии". Это было правильно и здорово. Вспомните Великий Устюг, который известен только благодаря бренду "Родина Деда Мороза". Можно продолжать эксплуатировать нашу великую историю, гениальных предков. Есть вот Рюриково Городище, но что оно сейчас из себя представляет? Неживые развалины. Вот если бы там не раз в год что-нибудь происходило, а постоянно... Событийный туризм, регулярные фестивали — это также очень важно. Но хочется, чтобы появлялось что-то новое, какие-то наши "фишечки".

- А что бы вы назвали нашими "фишечками"?

- Я считаю, что это могли бы быть периодически, хотя бы раз в год повторяющиеся мероприятия, которые стали бы действительно успешными, интересными и новгородцам, и гостям города. Такие проекты обязательно нужно поддерживать, в том числе и со стороны власти. Силами энтузиастов многого не добьешься. Например, в этом году фестиваль Just Jazz Open Air не смог состояться по финансовым причинам. Я видел, как организаторы фестиваля работали, не покладая рук, и развивали проект в предыдущие годы. Я считаю, что в такой ситуации власть и бизнес должны были подключиться. Или вот, например, международный конкурс юных пианистов им. С.В. Рахманинова. Этот бренд — родина гениального композитора — нам нужно закреплять за своим регионом. Очень жаль, что перезахоронение останков композитора на новгородской земле невозможно.

- А разве обязательно нужно перезахоронение? У нас, например, нет ни одного музея, посвященного Сергею Рахманинову, а проект создания полноценного Дома музыки имени композитора отложен в долгий ящик.

- А вот, кстати, "Кудесы", которые заняли помещения Дома музыки, создали хороший бренд - "Новгородское купалье". Очень интересный, самобытный проект. И люди туда действительно едут. Возвращаясь к Рахманинову, отмечу, что и Тульская область претендует на этот бренд — в музее-усадьбе "Ивановка" международные фестивали имени композитора проходят с 1982 года. И нам нельзя упускать такую возможность, у нас и памятник есть замечательный.

- Насколько уместно в нынешней экономической ситуации говорить о развитии культурных брендов?

- Я думаю, человек стоит на двух ногах. Одна — физическое здоровье, а другая — культурное, духовное развитие, образование. Если мы будем одну ногу подрубать, получим калеку. На культуру машут рукой и относятся к ней, как к падчерице, и я слышал именно о таком отношении от некоторых чиновников... Но задача нашего департамента культуры — доказать, убедить власть при распределении бюджета, что такое отношение недопустимо. Иначе мы вырастим здоровых физически, но уродливых морально граждан.

- Это ваше отношение к проблеме, а насколько активно бизнес поддерживает культурные проекты?

- К сожалению, не очень активно, так было и до кризиса. На День города все рады выставить свою рекламу и развернуть площадки. Но День города бывает каждый год в каждом городе. Разве это что-то особенное, чем можно привлечь туристов? Вот и получается, что фестивали отменяются, а у энтузиастов опускаются руки.

- Одним из таких "энтузиастов" вы считаете Творческий центр Евгении Лихацкой?

- Да, это так. Мы уже пятый год подряд проводим серию летних концертов на теплоходе "Вече". Вы знаете, этот теплоход создавался руководителем Новгородской Пассажирской Судоходной Компании Александром Прокофьевым с мыслями о теплоходе "Ласточка" из кинофильма "Жестокий романс". Мы решили воссоздать атмосферу романтического вечера на теплоходе.

- Изюминка этого проекта в выборе нестандартной площадке для концерта или репертуар также интересен?

- Имеют значение и площадка, и репертуар — это романсы из уже упомянутого кинофильма, испанские композиции. Самое главное — живой голос нашей певицы Евгении Лихацкой и аккомпанемент ансамбля Amigos, которые, кстати, развились в полноценный коллектив во многом благодаря нашему творческому центру. В нашей книге отзывов можно найти записи туристов, которые специально приехали из Англии, прочитав на сайте "Красной Избы" про наши концерты. И неправильно думать, что этот репертуар привлекает только людей старшего возраста. У нас бывает очень много молодежи.

- К слову об испанской музыке - вам не кажется, что новгородский бренд должен быть больше привязан к самому городу, местности?

- Постоянно эксплуатировать историю города — неправильно. Город жил не только в прошлом, но и продолжает жить сейчас, а мы можем предоставить интересный культурный проект. Тот же джазовый фестиваль, не имеющий отношения к истории — захватывающее событие. Это нужно не только для туристов, но и для горожан. Интересно ведь жить в городе, в котором бурлит культурная жизнь.

- Легко ли найти молодые проекты, которым нужна поддержка? Может быть, стоит проводить конкурсы для выявления потенциальных брендов?

- Конечно, следует проводить широкое обсуждение таких вопросов. Скажем, предложить общественному совету при департаменте культуры отбирать стоящие проекты и рекомендовать поддерживать их, в том числе финансово, смотреть, как они будут развиваться, добиваться их самоокупаемости. Я вижу большую роль в поддержке подобных проектов и наших СМИ.

- Как член комиссии по вопросам культуры общественной палаты, какие вы можете рекомендовать методы решения этой проблемы?

- Мы считаем, что нужно поддерживать и исторические, и современные культурные бренды. Конечно, без финансовых вливаний существенное развитие невозможно. Наш бизнес тоже не должен оставаться в стороне, а помогать формировать лицо нашего города. Необходимо серьезнее смотреть на культуру, а не финансировать ее по остаточному принципу, чтобы воспитывать достойных граждан нашей страны, любящих свой край.